Теоретические основы обучения школьников рисованию с натуры
ВВЕДЕНИЕ
Рисование с натуры является одним из важнейших и основным ведущим видом занятий по изобразительному искусству. Это возможность реализовать себя, развить индивидуальные способности и получать хорошие достижения, которые являются стимулом к изобразительной деятельности, а их отсутствие - отказом от изобразительной деятельности. Если школьникам не дать соответствующие знания и навыки, то в дальнейшем у них наступит разлад между тем, что они хотят выразить, и что умеют. Разочаровавшись в своих возможностях, школьники не только бросают карандаши и кисти, но и теряют интерес к искусству.Освоение детьми элементарных основ изобразительного искусства в процессе рисования с натуры будет иметь большое значение спустя время. Они сумеют по достоинству оценить не только глубину художественных произведений, но и всю сложность их изобразительных средств. Без основ изобразительного искусства нелегко научить понимать язык изобразительного искусства. Именно благодаря практическому рисованию развиваются качества необходимые человеку как личности и как зрителю.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИ РИСОВАНИИ С НАТУРЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (4 КЛАСС)…………………………………8
1.1. Педагогические основы при рисовании с натуры………………………….8
1.2. Психологические аспекты при обучении школьников рисованию с натуры…………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (4 КЛАСС) РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ……………………20
2.1. Основные техники в рисовании с натуры отдельных предметов……….20
2.2. Разработка плана – конспекта урока для младших школьников (4 класс) с ОВЗ по теме: «Рисование с натуры вазы с цветами»………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евтых, С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы [Текст]: учебное пособие для студентов / С.Ш. Евтых. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 115 с.
2. Егорина, В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В.С. Егорина. - Брянск, 2001. – 21 с. – Библиогр.: с. 20-21.
3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: учебное пособие / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. – 283 с.
4. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1980. – 145 с.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. – 344 с.
6. Дьяченко, В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. – 231 с.
8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2007. – 256 с.
9. Калинин, М.И. Об искусстве и литературе [Текст]: статьи, речи, беседы / М.И. Калинин. - М.: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1957. – 300 с.
10. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы [Текст]: учебное пособие / Л.И. Катаева, В.Л. Шарохина. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 128 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
В результате систематических упражнений развитие чувствительности у школьников осуществляется очень интенсивно. Уже после первых лет обучения у младших школьников отмечается повышение цветовой и слуховой чувствительности. Занятия изобразительным искусством в развитии двигательных ощущений имеют также большое значение. Целенаправленные движения пальцев, рук при рисовании способствуют развитию точечных движений, формированию координации и одновременно повышают чувствительность анализаторов к форме. Пространственные отношения учеников с объектом становятся гармоничнее, так как при рисовании предмета учащийся двигает рукой, определяя контуры, пространственное расположение изображаемого объекта. Важно, что на уроках рисования развитие руки и зрения происходит одновременно. По существу, глаз и рука производят одни и те же движения — по контурам природы, по точкам перехода от одной ее формы к другой.Неразрывная связь воспитания с развитием детской чувствительности объясняется их одинаковой направленностью на решение одной общей задачи - гармоничного развития личности учащегося.Многие из взрослых ошибочно считают, что дети младших классов не смогут рисовать с натуры из-за своего возраста. А.А. Люблинская утверждает, что многочисленные исследования в 1 – 4 классах школы показывают, что недоступность детям рисования с натуры, их ошибки в воспроизведении объекта рисования, объясняется исключительно характером обучения, который часто не обеспечивает умения видеть и анализировать то, на что смотрят глаза ребенка и трогают его пальцы [18, стр.76].