Активизация творческой деятельности школьников на занятиях по мировой художественной культуре по средствам художественно-дидактических игр, упражнений и творческих заданий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день изучение предмета Мировой художественной культуры (далее – МХК) предполагает знакомство школьников с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями дисциплины являются формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. МЕСТО ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1 Игра как средство развития творческих способностей школьников на уроках мировой художественной культуры5
1.2. Дидактические игры на уроках мировой художественной культуры в средней школе11
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 16
2.1. Применение творческих заданий в практике преподавания мировой художественной культуры в средней школе16
2.2. Эффективность творческих упражнений на уроках мировой художественной культуры в средней школе21
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ25
3.1. Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках25
3.2. Организация и структура проведения экспериментального исследования27
Заключение34
Список использованных источников и литературы37
Приложения39
Список использованных источников и литературы
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - 98-99 с. Вачьянц А.М. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе.Автореферат.М.2003.
Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. М.: Академия, 2001. 368 с.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: пособие для учителей / И. П. Волков – Издательство: Просвещение. М., 2012. – 304 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1986. № 6. – С. 6 – 7.
Грачева, О. Искусство. Отечественная и мировая художественная культура. 5 класс /: рабочая тетрадь/ Грачева О., Колбышева С., Захарина Ю. - Москва :Аверсэв, 2022. – 94 с. - ISBN 9789851958449.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013 - 204, [4] с. : ил., 32 с. цв. вкл. ISBN 978-5-358-11873-7
Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2010. 55 с.Игра в образовательном процессе. Сборник заданий [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Э. В. Андреева; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. – 3,30 Мб; 88 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/ andreeva-igra-v-obrazovatelnom-processe.pdf.Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – Минск, 2002. – 95 с.
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.В качестве вывода по данной главе, необходимо согласиться с тем, что игровые методы являются одними из наиболее эффективных методов обучения, как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках МХК необходимо, т.к. в игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к обучению и раскрытию творческого потенциала. Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы при обучении всем видам деятельности. Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования, могут быть использованы на каждом уроке, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие от процесса познания, а значит, побуждают к активной творческой деятельности на уроке.