Отражение стереотипов массового сознания в российских СМИ
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованию отражения стереотипов в массовом сознании российских медиа. Начиная с момента своего функционирования массмедийные носители являются местом для выявления и регулировании мнений, убеждений и мировоззрений.При тщательном социологическом анализе ощутима сила воздействия массовой информации, а так же считается вынужденным последствием для их работы и существования. Многие утверждают, что возникающие стереотипы в журналистских материалах связаны напрямую с последующим формированием стереотипов в массовом сознании.Результатом этого процесса являются устойчивые негативные стереотипы, способные создавать глубокие противоречия на межгрупповом, международном и межличностном уровне. Эти противоречия часто перетекают в конфликты. Однако, и сами конфликты способствуют формированию стереотипов, а так же между сформированными стереотипами и последующими конфликтами во многих областях существует достаточно большая связь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания………………………………………………6
1.1 Теория стереотипов………………………………………………………..…6
1.2 Виды стереотипов в масс-медиа.…………………………………………….9
ГЛАВА 2. Формирование стереотипов в российских СМИ……………….12
2.1 Формирование стереотипов в массовом сознании при помощи средств массовой информации.………………………………………………………….12
2.2 Формирование этнических стереотипов.………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности [Текст] //Академия исследований культуры. – М., 2001.
2. Брайан Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. [Текст] // Пер. с англ. Издательский дом «Вильямс». - М., 2004.
3. Липпман У. Общественное мнение [Текст] / пер. с англ. Т. В. Барчунова, подред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко // Институт фонда «Общественное мнение». – М., 2004. 384 с.
4. Мацумото Д. Психология и культура [Текст] // Прайм-Еврознак. - СПб., 2002.
5. Мельник Г.С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации [Текст] // Маss-Media: Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.
6. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] // Прайм-Еврознак. – СПб., 2003.
7. Смирнова О.В. Гендерная проблематика [Текст] // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. - М., 2008.
8. Толстокорова А. В. «Лингвистическое выражение» гендера: Результаты и перспективы демократических реформ [Текст] // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сб. науч. ст. под. ред. И. Р. Чекаловой. – Минск, 2004. С. 50-71.
9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] // Прайм-Еврознак.- СПб., 2003.
10.Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Том II. [Текст] // Новое литературное обозрение. - М., 2011.
В работе исследователей В.О. Поповой и Е.А. Балезиной «Роль СМИ в формировании стереотипов массового сознания» утверждается, что в современном обществе наиболее устойчивое положение занимают гендерные, духовно-нравственные и этнические стереотипы. Исследовательница А.И. Черных в книге «Мир современных медиа» выявляет, что наиболее яркие примеры стереотипизирующей роли массмедиа – это вопросы о гендере, проблемы меньшинств и отношение к людям с физическими недостатками. Как отмечается в работе Н.А. Акопян «СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде» по результатам включенного наблюдения, наиболее распространенные стереотипы в массмедиа - гендерные и этнические.Теоретический анализ стереотипов в массмедиа мы начнем с гендерных стереотипов. В исследовании Е.А. Соколовой «Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе» выявлено, что стереотипные гендерные образы в СМИ являются устойчивыми и обобщенными представлениями массового сознания о социальных функциях и моделях поведения мужчин и женщин, выраженные в визуальных и вербальных образах. Исследовательница отмечает, что социальные роли формируются СМИ и воспринимаются аудиторией при помощи гендерных стереотипов, а массмедиа крупных городов с их помощью манипулируют представлениями людей о том, какими нужно быть женщине и мужчине.В данном исследовании мы не будем приводить теорию гендерных стереотипов, так же как и других видов стереотипов. На наш взгляд, это требует огромного количества анализа научных работ и культурологических различий стереотипов по разным странам. Стереотипы выражают обобщение и упрощение многих устойчивых представлений, которые невозможно перечислить в рамках заданной работы.