Организация здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для их роста и развития является актуальной и весьма значимой в последние десятилетия. Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нации в целом, будущее страны, ее научный, культурный и экономический потенциал. Анализ состояния здоровья детей школьного возраста по данным официальной статистики показывает неуклонный рост функциональных нарушений. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ отмечается: «здоровье детей относится к главным, приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить здоровье детей в процессе обучения». Одной из первоочередных задач Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. № 373 является охрана и укрепление физическ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Повышение эффективности организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе как актуальная проблема…………… 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья ………………………………………………… 13
1.3. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………… 35
2.1. Методика исследования организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе…………… 35
2.2. Результаты исследования по организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе 40
2.3.Методические рекомендации по организации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход/ Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2011. – № 2. – С. 21 – 28. Выходит 8 раз в год. - ISSN 0201-8772.. - Текст : электронный.
2. Бордовский, Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса/ Г.А. Бордовский. Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург : СПб, 2014. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 232 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
3. Булгакова, М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-i-vo-vneurochnoe-vremya (дата обращения: 15.11.2022).
4. Васина, Н.А. Методика формирования компетентности здоровьесбережения при обучении разделу биологии / Н. А. Васина. – Ярославль. Московский государственный педагогический университет. - Москва : МГУ, 2015. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
5. . Волошина, Л.Н. Здоровьеориентированная профессиональная деятельность педагога ДО. / Л.Н. Волошина. Московский государственный университет. - Москва : МГУ, 2014. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
6. Гаврилова. Н.Н., Микляева Н.В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ОУ. / Московский государственный университет. - Москва : МГУ, 2012. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
7. Голицина, Н.С. Методическая работа с кадрами в ДОУ./ Н.С. Голицина. Московский государственный университет. - Москва : МГУ, 2011. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
8. Горбатенко, О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. / О.Ф. Горбатенко, Т.А. Каратльская, Г.П. Попова. Московский государственный университет. - Москва : МГУ, 2010. - 1 CD-ROM. - Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Player, Adobe Reader. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
9. Дружинин, В.И. Теория и практика менеджмента в образовании. В.И. Дружинина. Курганский государственный
Когда слепой ребенок начинает действовать из интереса к новым формам умственной деятельности и у него появляется активное отношение к объектам изучения, это говорит о возникновении элементарных познавательных и учебных мотивов. У детей возникает особая чувствительность к оценке результатов учения, исправлению своих ошибок, желание решать «трудные» задачи.
Наиболее распространенным нарушением функций опорнодвигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями.
При детском церебральном параличе поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность заболевания зависит о