Особенности лексического строя речи у детей 5.5 – 6 лет с ОНР III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение у детей 5,5 - 6 лет с ОНР III уровня, негативно отражается на развитии познавательной активности ребенка, приводит к нарушению формирования связной речи, а, в дальнейшем, и к неготовности к школьному обучению. Именно поэтому своевременная логопедическая работа, направленная на преодоление недостатков лексического строя речи, необходима при подготовке ребенка к обучению в школе.Изучение лексического строя речи у детей в возрасте 5,5 - 6 лет, имеющих ОНР III уровня, имеет значительную актуальность. Данное исследование позволяет определить характерные черты развития лексического строя речи у данной группы детей, выявить специфические ошибки в процессе лексического развития. Кроме того, исследование способствует совершенствованию образовательного процесса и позволяет разработать более эффективные программы логопедической работы.Исследованиями в области нарушений лексического и грамматического компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как: Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы исследования лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………6
1.1. Лингвистические и психологические аспекты изучения
лексического строя речи.................................................................................. 6
1.2. Формирование лексического строя речи у детей в онтогенезе.............. 11
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи........................................................................... 20
1.4. Особенности лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи................................................................................................................ 27
Глава II. Исследование лексического строя речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня........................................................................................................................ 31
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования............................ 31
2.2. Сравнительная характеристика результатов исследования лексического строя речи у детей 5,5 – 6 лет с ОНР III уровня……………………………….35
2.2.1 Результаты исследования активного словаря...................................... 35
2.2.2 Результаты исследования состояния сформированности синонимии.......41
2.2.3 Результаты исследования состояния сформированности антонимии........42
2.2.4 Результаты исследования особенностей лексических обобщений……...44
Глава III. Направления логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей 5,5-6 лет с ОНР III уровня……………………………….46
3.1. Цель, задачи и принципы логопедической работы по развитию лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.................................... 46
3.2. Содержание логопедической работы по развитию лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи............................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 52
Не найдено
Мастюкова Е. М., выделила следующие три клинические разновидности проявления общего недоразвития речи:первая группа – это дети с неосложненным вариантом общего недоразвития речи. У этих детей есть только признаки речевого недоразвития, без значительных нарушений в нервно-психической сфере. У таких детей могут присутствовать признаки эмоциональной и волевой незрелости, а также некоторые неврологические симптомы, проявляющиеся в нарушениях регулирования мышечного тонуса, несформированности динамического праксиса и неточности двигательных дифференцировок. В дальнейшем данная группа детей нуждается в длительной логопедической работе. [19]Вторая группа – это дети с осложненным вариантом общего недоразвития речи церебрально-органического генеза. При такой форме недоразвитие сопровождается различными неврологическими и психопатологическими синдромами. Эти симптомы связаны с задержкой созревания ЦНС и легкими поражениями отдельных структур коры головного мозга. К неврологическим синдромам, выделенным Е. М. Мастюковой, относятся гипертензионно- гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, синдром двигательных расстройств, эпилептические проявления. У этих детей также отмечаются нарушения когнитивной деятельности, нарушены отдельные виды гнозиса и праксиса, низкая умственная работоспособность, общая моторная неловкость, повышенная возбудимость или, наоборот, заторможенность, безынициативность.Третья группа – эта группа детей со стойким и специфическим недоразвитием речи, обусловленным органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с алалией. При алалии речь не развивается в связи с ранним поражением структур головного мозга.