Анализ бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальное изменение финансовой системы Российской Федерации, в том числе и бюджетной началось в 1992 году, когда экономика нашей страны от плановой перешла к рыночной.В 1998 году был принят ряд нормативных документов, которые регулируют бюджетную сферу страны. К ним, прежде всего, относятся Налоговый и Бюджетный Кодексы Российской Федерации. Помимо этого, признана система преобразования межбюджетных отношений, утвержден и воплощен в жизнь Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».Сейчас в мире происходит переход экономических и социальных процессов от государственного уровня на региональный, то есть органы власти субъектов выполняют задачи по их регулированию. Возрастает значимость бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что увеличивается сфера их деятельности.Бюджетный процесс берет свое начало с деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, задачей которых является финансирование мероприятий государственного, регионального и муниципального значения по регулированию экономики, развитию национальной обороны, охраны окружающей среды, культуры, социальной сферы и так далее.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации и его роли в социально-экономическом развитии региона
1. Понятие бюджета субъекта Российской Федерации
2. Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации
3. Роль бюджета субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона
Анализ бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
1. Анализ бюджета Республики Башкортостан на современном этапе развития экономики
2. Пути восстановления сбалансированности бюджета Республики Башкортостан
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ)] // Российская газета – 2020 – 4 июля – № 144.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: [фед. закон от 31 июля 1998 года № 145 – ФЗ, (ред. от 14.04.2023 № 128-ФЗ] // Российская газета. – 2023. – № 42. – Ст. 15.
Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ, в ред. от 14 апреля 2023 г. № 129-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. –27 декабря 2021 г. – № 52 (часть I) ст. 89.
Монографии, учебники, учебные пособия
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт – Издат, 2021. – 73 с.
Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: монография / под ред. Грачевой Е.Ю. – М.: Норма, 2022. – 304 с.
Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и К°», 2021. – 568 с.
Домбровский Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2021. – № 37 (661). – С. 52-61.
Калашников С.А., Гревцова Т.В., Конычева Н.А. Межбюджетные отношения: российские реалии и мировой опыт // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2020. – № 158. – С. 27– 31.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Арзуманова Л.Л., Артемова Н.М., Ашмарина Е.М. и др.; под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2021. – 21 с.
Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Прометей, 2020. – 108 c.
Таким образом, роль бюджета субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона проявляется в его функциях: Фиксирование предопределенного порядка движения финансовых потоков, исполнение органами власти субъектов своих представительных и исполнительных функций, самодостаточность внутрирегиональных социальных программ, создание инфраструктурного каркаса территории, регулирование состояния и использования природных ресурсов и экологического потенциала как естественной основы существования и развития территории, стимулирование некоторых ценностных региональных целей населения, обеспечение условий для их деловой активности, структурных преобразований, инвестиционной привлекательности и т.д.Реальный баланс национальных и региональных интересов, а следовательно, целостность государства, стабильность общества во многом зависят от того, насколько хорошо продуманы перечисленные функции и правильно интегрированы в структуру национальной региональной политики являются важной составляющей программы повышения благосостояния населения.Иначе говоря, роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона заключается в следующем: сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Российской Федерации дает возможность представительным и исполнительным органам власти регионов располагать финансовой базой для осуществления своих полномочий, определенных положениями Конституции Российской Федерации;образование региональных бюджетов дает возможность регионам в полном объеме реализовывать финансово-экономическую самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона; бюджеты субъектов применяются для стабилизации уровней экономического и социального развития регионов; располагая бюджетными средствами, региональные власти имеют возможность увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в непроизводственных учреждениях.