Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства художественной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В наш век постоянного развития и модернизации необходимо особое внимание уделять нравственности общества. В настоящее время нравственные ориентиры общества, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. С течением времени человек развивается, приобретает какие-то качества и нормы того общества, в котором он находится. Фундамент становления личности закладывается в раннем детстве. Дети пяти-шести лет наиболее чувствительны к различным воздействиям, в том числе и к нравственному воздействию. Известно, что ребёнок этого возраста отличается непосредственностью, повышенной восприимчивостью к любым внешним проявлениям, к тому, что говорит и чему учит взрослый. Дети верят в безусловность и необходимость нравственных норм поведения, они бескомпромиссны в нравственных требованиях к товарищам. Именно в этот период особенно сильна подражательность, которая является особым видом творчества (перевоплощение чужих мыслей и чувств в свои собственные). У ребёнка начинают сильно развиваться общественные инстинкты, что создаёт благоприятную почву для организации совместной деятельности детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе 4
1.2. Возможности художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 5
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6
2.1. Выявление исходного уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 6
2.2. Методические рекомендации по работе, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственных качеств средствамис художественной литературы
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10
ПРИЛОЖЕНИЯ 11
Список использованных источников
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2015. – №11. – С. 68-71
Акулова, О.В., Кузина, О.А. Влияние русской народной сказки на понимание детьми старшего дошкольного возраста смысла должного поступка. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Спб., 2010г.
Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие / Л.В. Алябина. – М.: Педагогика, 2003. – 243 с.
Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. – М.: Владос, 2003. – 201 с.
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2019. – 534 с.
Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М.: Просвещение, 2005. – 275 с.
Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская; Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. С. 33-35.
Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
Воспитание и обучение в старшей группе детского сада / Под ред. Т.М. Марковой. – М.: Просвещение, 2007. – 279 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с.
Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф, Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694
Гурович, Л.М., Береговая, Л. Б., Логинова, В.И. «Ребенок и книга» книга для воспитателей детского сада. М.: «Просвещение», 1992г.
Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсона, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Милна, А.Линдгрен и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг [27].В отличие от фольклора художественная литература – это искусство письменного слова, это произведения, созданные автором и имеющие постоянный текст.Художественная литература – это источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребёнка. В художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности.Слушая чтение книги, ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, поступок, образ, которые не могут не затронуть его эмоций. В одно мгновение ребёнок переживает какой-то отрезок жизни, и, чем сильнее переживание, тем богаче его представления о действительности.