Концепты «дом» и «сад» в поэтических текстах А.Ахматовой, С. Есенина, А.Блока
Введение
В рамках современной лингвистики термин «концепт» вызывает особый интерес. Концепт представляет собой единицу обобщенного и структурированного знания, которое формируется в сознании человека. По мнению З.Д.Поповой и И.А.Стернина, он является идеальным понятием и служит глобальной мыслительной единицей [44, с. 144]. Человек находится в центре языковой картины мира, представляющей собой результат непрерывной духовной языкотворческой деятельности человека. И, как правило, анализ эмоциональных проявлений, которые отражены и закреплены в языковых знаках, является важным источником культурологической информации об «обыденном сознании» человека и картине мира носителей языка.Исследователи Л.О.Бутакова, С.Г.Воркачев, Е.С.Кубрякова Л.Г.Кихней, Е.А.Чижова особое внимание уделяли концептосфере поэтического текста. В поэзии понятие концепта имеет особое значение. Оно включает в себя не только лингвистические, но и эстетические и философские аспекты. Поэтому концепты в поэтическом тексте могут быть использованы для выражения не только значений, но и эмоций, настроений, идей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основания исследования………………………...7
1.1Концепт как предмет изучения когнитологии…………………......7
1.2Основные свойства, структура и типология концептов………......9
1.3Концепт и значение слова…………………………………...……..13
Выводы по первой главе……...…………………………………………...15
Глава II. Концепт «дом» в произведениях поэтов «серебряного века»………18
2.1. Нормативное значение концепта «дом» …………………………....18
2.2. Анализ номинативного поля концепта «дом» в лирике А. Ахматовой......21
2.3. Анализ номинативного поля концепта «дом» в лирике С. А. Есенина…….28
2.4. Анализ номинативного поля концепта «дом» в лирике А. Блока………………………………………………………………………..…….33
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Глава III. Концепт «сад» в произведениях поэтов «серебряного века»………………………………………………………..……………………..40
3.1. Нормативное значение концепта «сад» ……………………………40
3.2.Анализ номинативного поля концепта «сад» в лирике А. Ахматовой………………………………………………………………………..44
3.3.Анализ номинативного поля концепта «сад» в лирике С. А. Есенина…………………………………………………………………………...48
3.4. Анализ номинативного поля концепта «сад» в лирике А. Блока…………………………………………………………………...…………52
Выводы по третьей главе……………………………………………...….57
Заключение………………………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………….62
Приложение……………………………………………………………….67
Список источников
Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы / А.А. Ахматова. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.
Блок А. А. Собр. соч.: в 6-ти т. [Текст] / А. А. Блок. – М.: Правда, 1971. – Т. 1, 2, 3.
Есенин С.А. Стихотворения / С.А. Есенин. – М.: Эксмо, 2019. – 352 с.
Словари
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова. – 2-е изд. – М., 1969. – 608 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль: В 4 т. – М., 1978-1980. – 710 с.
Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова и др. – М., 1996. – 445 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – 20-е изд. – М., 1988. – 536 с.
Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : Пособие для учителя / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
Словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова, А.П. Евгеньевой. –М., 1964. – 702 с.
Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. В.И. Чернышёва. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965. – 864 с.
Толковый словарь русского языка / Под ред. Проф. Д.Н.Ушакова. – М., 1940. – 430 с.
Научные статьи и монографии
Артеменко Е.П., Соколова Н.К. О некоторых приемах изучения языка художественных произведений / Е.П. Артеменко, Н.К. Соколова. – Воронеж: ВГУ, 1969. – 106 с.
Аскольдов- Алексеев С.А. Концепт и слово / С.А.Аскольдов-Алексеев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – С. 28–44.
Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. – Екатеринбург: Деловая книга; Москва: Академический проект, 2004. – 462 с.
Концепт «дом» в поэтических текстах поэта реализуется с помощью лексем, которые позволяют описать внутреннее пространство дома (домашняя утварь, печь, окно, крыша, горница) и внешнее рядом с домом (двор, ворота, калитка, огород, сад). Лексема «окно» в стихотворениях Есенина употребляется со следующими эпитетами: «Вот оно, глупое счастье, / С белыми окнами в сад!» [3, с.114]; «На синих окнах накапан лик: / Бредет по туче седой Старик» [3, с. 132]; «… И дремлют пташки нежные / Под эти вихри снежные / У мерзлого окна» [3, с. 144]; «Над окошком занавес багряный» [3, с. 137]. Следующим составляющим концепта дом является образ крыши: «Галочья стая на крыше / Служит вечерню звезде» [3, с. 156]; «Луна над крышей, как злат бугор» [3, с. 161]; «Крыши их запенились / В заревую гать». Также, важным элементом внутреннего пространства крестьянского дома у С. Есенина является печь: «Над печурками точеными / Тараканы лезут в паз. / Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц… / Мать с ухватами не сладится…» [3, с. 177]. Иногда Есенин в своих стихотворениях «оживляет» образ печи: «Наша печь как-то дико и странно / Завывала в дождливую ночь. / Голос громкий и всхлипень зычный, / Как о ком-то погибшем, живом. / Что он видел, верблюд кирпичный, / В завывании дождевом?» [3, с.204]. В некоторых стихотворениях возле печи или стола Есенин изображает лавку или скамью: «А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц» [3, с.179]; «Но отчего-то все-таки с поклоном / Сажусь на деревянную скамью» [3, с. 207].Лексема «крыльцо» чаще всего употребляется в стихотворениях поэта о родительском доме: «Под красным вязом крыльцо и двор»; / «Когда ты с ласковой улыбкой / Махал мне ласково с крыльца» [3, с. 212].Лексема «двор» характеризует внутреннее пространство до ворот, на котором обычно размещаются хозяйственные постройки: «На дворе обедню стройную / Запевают петухи» [3, с.179]; «А по двору метелица / Ковром шелковым стелется» [3, с.200]. Описывая предметы домашней утвари и различные строения во дворе, Есенин употребляет диалектизмы села Константиново, которые придают изображению «дома» особый деревенский колорит: «У крыльца в худой логушке деготь… / У погребки с маткой поросята, / Рядом с замесью тухлявая лоханка» [3, с. 233]. По словарю Ожегова логушка – «небольшой деревянный бочонок с боковым отверстием (для дегтя)»; лоханка – «деревянная посуда для стирки или корыто, из которого кормят поросят»; погребка – «строение над погребом для хранения зерна» [9, с. 268].