Жизнь и творчество В.В. Маяковского в школьном изучении

Скачать дипломную работу на тему: Жизнь и творчество В.В. Маяковского в школьном изучении. В которой определены особенности изучения творчества В.В. Маяковского на уроках литературы в школе. Изучен сопоставительный анализ действующих программ по литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2025
Объем файла
162 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Отношение к личности и творчеству В. В. Маяковского всегда было неоднозначным. Известный маяковед, современник поэта, В. А. Катанян замечал: «Имя и литературная работа Маяковского были предметом постоянной шумной газетной и журнальной полемики. Если просмотреть сейчас всю массу критической литературы о Маяковском, то первое, что бросается в глаза, – отсутствие равнодушных отзывов. Или – "за", или резко "против"». Спустя век споры возле фигуры Маяковского не утихают, а порой разгораются с новой силой. Как сам поэт вступал в яростную полемику с классической традицией, с представителями других литературных течений, а в 20-е годы – с Пролеткультом и рапповцами, так же непримиримо и в XXI веке продолжают спорить о Маяковском, то определяя его поэзию новаторской и неповторимой, то исключая некоторые произведения поэта из школьной программы (в 2006 году при введении нового образовательного Стандарта по литературе из списка обязательных к прочтению произведений была исключена поэма В. В. Маяковского «Во весь голос»). На сегодняшний день, когда имя Маяковского входит в золотую копилку русской литературы, задача учителя-словесника приложить все усилия, чтобы познакомить учащихся с художественным миром поэта, сделать его творчество доступным для восприятия.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретико-методические основы изучения творчества и биографии В.В. Маяковского в школе………………………………………..…..8
§1. Творчество В.В. Маяковского в отечественном литературоведении и критике….…………………………………………………………….....8
§2. Эволюция и основные мотивы поэзии В.В. Маяковского………...16
§3. В.В. Маяковский и футуризм……………………………….……….27
3.1. Особенности поэтики русского футуризма ………...….….27
3.2. В.В. Маяковский в кругу футуристов …………..…..…….32
3.3. Преодоление В.В. Маяковским идей футуризма………….38
Глава II. Организация урочной и внеурочной работы по изучению творчества В.В. Маяковского в школе……………………...……………..……...44
§1. Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения поэзии в школе……………...……………………...44
1.1. Восприятие лирического произведения читателем-школьником………………………..………………………………..44
1.2. Факторы, влияющие на формирование интереса у учащихся к поэзии…………………….……………………………………………..49
§2. Поэзия В.В. Маяковского в методике и школьной практике……..54
2.1. Анализ действующих программ по литературе…………..54
§3. Система уроков по изучению творчества и биографии В.В. Маяковского в старших классах и её анализ………………....………...…...63
Заключение……………………………………………………………………….77
Библиография……………………………………………………………………79
Приложение

Список литературы

Агеносов В.В. Русская литература XIX-XX веков. 10-11 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский. – М.: Дрофа, 2010
Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: автореф. дис. канд. филол. наук. / Богданова Оксана Юрьевна. – Москва, 1980.
Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. [Текст] - М.: Академ А, 1999. 359 с.
Беляева, Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. М., 2004. 238 с.
Брюсов, В. Я. Год русской поэзии / В. Я. Брюсов // Русская мысль. М., 1914. №5. С. 28-35.
Быков Д. Л. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях / Дмитрий Быков. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 716 с.
В. В. Маяковский: proetcontra / Сост., вступ. статья, коммент. В. Н. Дядичева. СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь). 1072 с.
Вайскопф М.В. Птица тройка и колесница души: Работы 1978—2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003 — 576 с.
Винокур, Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 448 с.  
Винокур, Г.О. Маяковский – новатор языка. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 134 с.
Воронский, А. Литературные типы. М.: БИ, 1927. 443 с.
Горб, Б. Шут у трона революции. М., 2001. 313 с.
 Карабчиевский, Ю. А. Воскресение Маяковского (филологический роман). Эссе. М.: Фантом, 2000. 384 с.

Маяковский томился влюбленностью. По мнению Каменского, поэт слишком торопился с чувствами и не желал мириться ни с какими условностями. Мария Денисова не была расположена к футуристам и не прониклась интересом к укладу их среды. Хотя сам он ей очень нравился, делать решительные шаги девушка остереглась. В дальнейшем её жизнь станет чередой смелых и решительных действий. Видимо, тогда было что-то еще, что помешало ей быть рядом с поэтом.Боль от несостоявшейся любви переросла в стихи. Лирический герой поэмы, как и в трагедии «Владимир Маяковский» находится в центре мира, он как бы собирает весь мир вокруг себя. Действительность жестока и враждебна герою, здесь слышится отзвук начинающейся империалистической войны. Корней Чуковский, говоря о процессе создания этой поэмы, обращал внимание на то, что поэт проходил огромные расстояния по берегу моря. Так, в страданиях и смятении Маяковский написал свою первую поэму «Облако в штанах».Первая любовь требовала своего выражения, несмотря на то, что в стране разгоралась война. Собрав всю силу и страсть отрицания любовных чувств Маяковский дает бой буржуазному мироустройству, видя в нем корень зла и искажение искусства и морали. Кроме того, поэт бросает вызов религии, вводя в произведение «тринадцатого апостола», образ грандиозного отрицания. Именно поэтому последняя часть поэмы наполнена агрессивной лексикой и интонацией, она утрированно атеистична. Поэт превозносит человека над всем, прощая ему личные обиды. Все его «долой» приводят к главному – отрицанию существующего строя.Бунт против буржуазии был противостоянием и с изнеженным салонным искусством. Владимир Владимирович такое искусство резко порицает и взывает к поэтам: Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любовей и словьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать.