Метафорические образы пейзажной лирики С. А. Есенина традиции и новаторство

Скачать дипломную работу на тему: Метафорические образы пейзажной лирики С. А. Есенина традиции и новаторство. В которой определены традиции Серебряного века в построении метафорических образов природы в лирике С. А. Есенина. Изучены особенности традиций русской классической поэзии в пейзажной лирике С. А. Есенина.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2025
Объем файла
148 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Творчество С. А. Есенина – одна из самых ярких страниц русской литературы. Обращение к произведениям русского поэта чрезвычайно актуально и важно для понимания истории русской советской литературы. Для того, чтобы раскрыть феномен легендарного поэта, необходимо погрузиться в его поэзию, осознать и понять его лирического героя, оценить и проанализировать основные направления его творчества.С. А. Есенина называют великим русским национальным поэтом XX века. Корни неповторимого дарования можно обнаружить в глубинах народного мироощущения, в русской культуре и истории. С. А. Есенин появился в русской литературе на историческом переломе и смог запечатлеть это трагическое время, сумел наиболее остро отразить разлад, отчаяния, надежды, заблуждения и противоречия эпохи, что можно считать исторической заслугой поэта. Как известно, творческое наследие С. А. Есенина практически не изучалось вплоть до 1950-ых годов по ряду причин. Кроме того, долгое время существовало множество искажающих авторскую идею интерпретаций. И только последние десятилетия предыдущего века можно считать началом плодотворного и всестороннего исследования творчества самого народного поэта России.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ПОЭТА В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ: ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА
1. Традиции русской классической поэзии в пейзажной лирике.А. Есенина
2. Традиции Серебряного века в построении метафорических образов природы в лирике С.А Есенина
3. Мифопоэтический образ деревни и деревенской природы в лирике С.А. Есенина: народные и национальные истоки
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ПРИРОДЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
1. Проблема взаимоотношений города и деревни в пейзажной лирике С.А. Есенина
2. Послереволюционный облик деревенской Руси и отражение в пейзажной лирике нового взгляда на мир
3. Урбанистические мотивы в пейзажной лирике послереволюционного периода
?ыводы по второй главе
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИННОЙ КАК ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАСННОГО ЧТЕНИЯ
1. Литературная гостиная как форма урока внеклассного чтения в старших классах
2. Литературное кафе начала XX века: опыт исторической реконструкции
3. Моделирование литературной гостиной для обучающихся 11 классов
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аристотель Поэтика. – М.: Рипол Классик, 2017. – 289 с.
Ахметова О. В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – № 3. – С. 123-127.
Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5-32.
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. – Л.: Прибой, 1929. – 234 с.
Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. – 523 с.
Белинский В. Полн. собр. cоч. В 13 Т. – М.: АН СССР, 1953-1959 – Т. 9. – 534 с.
Блэк М. Метафора // Теория метафоры / пер. с англ., общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М. А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. – С. 153-172.
Бубнов С. А. Поэзия С. А. Есенина в восприятии литературной критики 1915–1925 годов. ‒ Орел: Издательство Орловского государственного университета, Полиграфическая фирма «Картуш», 2019. – 421 с.
Богоявленская К. Ф. Есенина торопили... [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://esenin.ru/oesenine/vospominaniia/bogoiavlenskaia-k-f-esenina-toropili/vse-stranitcy (дата обращения 14.05. 2023).
Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: монография. – Рязань: Узорочье, 2002. – 327 с.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под общ. ред. Л. В. Чернец и др. – М.: Наука, 1999. – 278 с.
Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 173-193.
Джордж Л., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 347 с.
Дронсейка Р. П. Концептуально-языковое пространство русской деревни в лирике Сергея Есенина // Язык. Словесность. Культура. – 2015. – № 6. – С. 10-35.
Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы). – М.: ЭКСМО, 2020. – 765 с.

Деревья, обитающие рядом с деревней, воспринимаются как живые существа с их собственными характерами и эмоциями, так же, как люди. Этот прием использовался в стихотворениях С. А. Есенина: сосна, как старушка, опирающаяся на клюку, а черемуха, в свою очередь, завивает кудри. Однако, особое внимание Есенин уделял березе, которую он часто сравнивал с русской девушкой, так как этот образ наиболее близок к русской культуре. Заметно, что в своих стихотворениях, описывая образ березы, поэт замещал физические и психологические черты дерева на те, которые присущи человеку: у березы появляются черты человеческих тел, пластики и эмоций. Другим деревом, которое было близко автору как лирическому герою, был клен. С. А. Есенин сравнивал себя с кленом, так как обнаружил внешние сходства: когда крона желтого по осени клена напоминала его золотые кудри [24, c. 45]. Моральное состояние одушевлённого клёна наиболее близко к состоянию лирического героя («Клён ты мой опавший, клён заледенелый»). Символично, что и в преданиях славян клён – это дерево, в которое превращён человек. Дереву часто уподобляется и церковь – например, она может цвести или чахнуть («Сторона ль моя, сторонка…»).Более того, даже образ Христа, созданный Есениным, представлен цельным с образом дерева. В его стихотворении «Осень», Иисус изображен как рябиновый куст, что не случайно. Рябина считалась самым магическим деревом, обладающим множеством полезных свойств, способным лечить болезни. В результате поэт представляет Христа в единении с природой – творцом и творением. Это лишь подчеркивает, что как образ церкви, так и образ дерева наполнены религиозным содержанием. Церковь, в описании деревни, значительна, поскольку она оплетала обрядами всю деревенскую жизнь: здесь крестили людей при рождении, венчали при браке, отпевали при смерти. И вновь мы видим параллель между образом дерева, как иллюстрацией жизненного цикла, и образом церкви.