Формирование нравственных представлении о старших дошкольниках средствами мультипликации
Введение
В настоящее время в числе важнейших задач, стоящих перед обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы нравственного воспитания детей и молодежи.
С точки зрения педагогики, оно представляет собой процесс развития нравственных чувств и поведения, формирования у учащихся способности оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения их соответствия или несоответствия требованиям нравственности, заложенным в нормах и правилах поведения в обществе.
Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности.
Содержание
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников на материале мультфильмов 10
1.1. Сущность и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста 10
1.2. Психолого–педагогические особенности формирования нравственных представлений у старших дошкольников 15
1.3. Воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном воспитании старших дошкольников 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по использованию мультфильмов в формировании нравственных представлений детей дошкольного возраста 28
2.1 Организация опытно-поисковой работы. Первичная диагностика уровня сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста 28
2.2 Организация и проведение опытно- поисковой работы по повышению уровня сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством мультфильмов 39
2.3 Диагностика уровня сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста на контрольном этапе опытно – поисковой работы 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 65
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – М-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Авдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т.П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
3. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
4. Апряткина Е.Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 35-37.
5. Бабаян А.В. П.Ф. Каптерев о нравственном воспитании детей / А.В. Бабаян // Наука и образование: новое время. – 2015. - №6. – С. 12-18.
6. Бардышевская М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
7. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2018. 240 с.
8. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
9. Бермус А. Г. Практическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 127 с.
10. Бермус А. Г. Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 159 с.
11. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
12. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
13. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
14. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 c.
15. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
Посредством этической беседы детей учат культивировать такие качества, как справедливость, ответственность, доброта, честность, правдивость, мужество и дружба.
Структура этического разговора имеет формат из трех частей. Во-первых, педагог должен привлечь внимание ребенка путем описания конкретного факта или образа и постановки задач для обсуждения. Во-вторых, основная часть разговора должна быть направлена на раскрытие конкретного содержания моральной нормы путем обсуждения действий, фактов и эмоциональных отношений. Педагог должен разъяснять нормы поведения и поощрять детей следовать им. Основная часть беседы также может быть построена вокруг анализа двух художественных произведений, которые конкретно раскрывают моральные нормы.