Формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях колледжа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Динамичная трансформация политической, социальной и экономической действительности в России, затрагивает каждого человека, влияет на социокультурную обстановку, и откладывает отпечаток на становлении и развитии личности каждого индивида. Критерии психологического здоровья, безопасности и комфорта ставятся на главенствующее место, как в общей системе образования, так и в государственной политике в целом, потому что наряду со спадом рождаемости, ухудшается качество здоровья людей, возрастает степень социальной дезадаптации и вариации девиантного поведения подростков. Качество и уровень жизни в мировых аналогах – это оптимальная реализация социальных и общественных и психо-физиологических дарований личности каждого индивида.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА….……………………………………………………………….9
Понятие образовательная среда в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….9
1.2. Теоретическое обоснование формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды в условиях колледжа………………………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА….....................................................................................................36
2.1 Этапы, методы и методики исследования……………………………….. 36
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования………… 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА………………………........................................................…….59
3.1.Программа формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды………………………………….……. 59
3.2.Анализ результатов опытно – экспериментального исследования…………………………………………………………………. 69
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по созданию условий для психологически безопасной и комфортной образовательной среды………………………………………………………………………….. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 94
1. Алимбекова Ф.Б. Психолого – педагогическое сопровождение периода адаптации к обучению в средней школе // Наука и образование в XXI веке. – 2019. – С. 12 – 14.
2. Аксютина З.А., Колмогорова Н.К. Методология и методика психолого – педагогических исследований: учебное пособие. – Омск.: СибГУФК, 2017. – 200 с.
3. Алексеев С.В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2019. – № 1. – С. 13 – 19.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС: учебное пособие. — М.: Просвещение, 2021. — 151 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности: монография. – СПб.: Нестор – История, 2021. – 272 с.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 11–17.
7. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2021. – 288 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01004358612 (дата обращения: 23.12.2022)
8. Баева И.А. Психология безопасности образовательной среды: учебное пособие. – М.: Экон – Информ, 2019. – 248 с. http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=109451 (дата обращения: 14.11.2022)
9. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды. – 2018. – С. 66 – 68. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3999 (дата обращения: 15.09.2022)
10. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2021. – № 128. – С. 27 – 39. http://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-kategorii-v-praktike- issledovaniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 08.12.2022)
11. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого – педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 1 – 14.
Лишь небольшая часть испытуемых находятся в нейтральном и дискомфортном состоянии по уровню отношения к образовательной среде колледжа. Можно сказать, что образовательная среда нашего колледжа психологически комфортна и безопасна для основной части первокурсников (Приложение 2, табл.9).
Во второй части опросника мы представили результаты, которые позволяют нам сделать вывод, что основная часть студентов имеют дискомфорт по некоторым показателям, находясь в образовательной среде колледжа. Выборы первокурсников значимых характеристик образовательной среды колледжа и индекса удовлетворённости ими по пяти бальной шкале подробно представлены на рисунке 6