Изучение поэзии Ф.И. Тютчева на уроках литературы в школе
ВВЕДЕНИЕ
Фёдор Иванович Тютчев – великий русский поэт XIX века. Уже не первое десятилетие мы видим, как литературные заслуги Тютчева отмечаются именитыми деятелями культуры: А. С. Пушкиным, печатающим произведения Тютчева в «Современнике», Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Л. Н. Толстым, Н.А. Полевым и другими.Сегодня творчество Ф.И. Тютчева вызывает большой интерес. Многогранная поэзия Тютчева включает философскую, пейзажную и любовную лирику, политические стихотворения, эпиграммы, переводы. Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам искусства романтизма.Творчество Ф.И. Тютчева традиционно находит отражение в школьных программах по литературе в средних и старших классах. В школьной практике изучения литературы достаточно методического опыта работы с произведениями Тютчева. Однако модернизация школьного образования выдвигает принципиально иные требования к учебному процессу и его результатам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Творчество Ф.И. Тютчева в школьных учебных программах по литературе……………………………………………………………………...8
1.1. Тютчев в примерной программе по литературе под ред. В.Я. Коровиной…………………………………………………………………………8
1.2. Изучение Тютчева в школьной программе А.Г. Кутузова……….12
1.3. Тютчев на страницах программы М.Б. Ладыгина…………………14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………..17
ГЛАВА II. Изучение биографии и творческого наследия Ф.И. Тютчева в школьном курсе литературы………………………………………………….18
2.1. Уроки по творчеству Тютчева в 5-9 классах……………………….18
2.2. Изучение Тютчева в старших классах……………………………...26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………….30
ГЛАВА III. Учебные материалы и методические рекомендации к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева…………………………………………...31
3.1. Технологическая карта урока литературы «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. "Зима недаром злится…", "Как весел грохот летних бурь…", "Есть в осени первоначальной…"» в 5 классе……………………………………………………………………………..31
3.2. Методические рекомендации к проведению уроков о Тютчеве в школе……………………………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III………………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...50
Не найдено
Тютчев рассматривается в рамках темы «Основные тем и мотивы, философский характер лирики Ф.И. Тютчева», изучаются лирические тексты «Цицерон», «Две силы есть – две роковые силы…». Изучаются большие философские темы по творчеству Тютчева, среди которых ««Стихотворение «Silentium!» как поэтический манифест лирики Ф.И. Тютчева», а также тема «Поэтическая картина мира и пантеистические мотивы в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Природа - сфинкс. И тем она верней…», «Патриотизм поэта («Умом Россию не понять…», «Славянам») и его христианская позиция («Последний катаклизм», «О вещая душа моя!», «Когда на то нет Божьего согласья…», «Нам не дано предугадать…»)», «Любовная лирика поэта («О, как убийственно мы любим…», К.Б. «Я встретил вас - и всё былое…», «Последняя любовь», «В разлуке есть высокое значенье…»), точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств», «Значение лирики Ф.И. Тютчева для русской и мировой поэзии». В дополнительных вопросах и заданиях профильного уровня предлагается сопоставить элегию А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» и стихотворение Ф.И. Тютчева «Волна и дума» в контексте темы изображения взаимоотношений человека и природы, а также рекомендуется сравнить любовную лирику Тютчева с лирикой Пушкина и Некрасова [33; с. 428].Мы видим, авторами предполагается, что педагог-словесник, выбирающий учебно-методический комплекс Ладыгина, обладает большой теоретической базой по темам учебника-хрестоматии. Учителю-предметнику важно разбираться в разного рода литературных процессах не только России, но и зарубежной литературы. Педагог должен понимать и видеть отличия классических и романтических произведений, пантеистических. Учителю важно видеть эти отличительные стилевые направления в произведениях конкретного писателя, в конкретных произведениях. Кроме того, педагог должен иметь представление о жизненном опыте писателя. Это поможет в подготовке анализа литературного текста.