Подвижные игры как средство развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Формирование коммуникативных умений является одной из важнейших задач ФГОС, одним из значимых результатов школьного обучения. По определению А. А. Максимовой, «коммуникативные умения» – это осознанные коммуникативные действия учащихся на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения». Познания современных детей гораздо больше, чем их сверстников начала века. Они быстрее решают трудные логические задачи, делают умозаключения, они мобильны и порой знают больше, чем их родители. Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, но при этом читают меньше книг и сложнее взаимодействуют с людьми.
Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействоват
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников на уроках физической культуры
1.1. Коммуникативные умения: понятие, характеристика……………….. 6
1.2. Особенности развития коммуникативных умений младших школьников…………………………………………………………………. 9
1.3. Возможности подвижных игр в развитии коммуникативных умений на уроках физической культуры в младшей школе.
Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста………….. 17
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АПРОБАЦИИ КОМПЛЕКСА ПОДВИЖНЫХ ИГР, НАЦЕЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений младших школьников…………………………………………………………………. 24
2.2. Апробация на уроках физической культуры подвижных игр, специально направленных на развитие коммуникативных умений……. 28
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………….. 30
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………… 36
Приложения ………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход/ Авдулова Т.П. -. М.,2019 - с 35-85
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся /Управление начальной школой. - 2009. - № 2- с.56
Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы /Александрова Э.И. - М., 2010
Ануфриев А.Ф Как преодолеть трудности обучения детей/Ануфриев А.Ф - М.: 2007
Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - с. 70-78.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-С. 35-95
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Академия, 2000. – с.192;70
Бондаренко А.К Воспитание детей в игре/ Бондаренко А.К. – М,: Просвящение,2005.-с.218
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. – с 23
Бурминская Г.В «Технологический подход в возростой психологии развития//вест.мов.ун-та Сер.14 – психология – 2000.№4
Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2012. - № 5. - с. 44-46.
12.Воронова В.Я Творческие игры старших школьников/Воронова.В.Я – М. Просвящение,2004.-с.190
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Выготский Л.С. –М,: Педагогика,2007.- с.39
Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом/ Геронимус Т.М.- М. :АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.-336 с.:ил.
Давыдов В.В Лекции по педагогической психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям /В.В.Давыдов. - М: Академия, 2006 . – с.222,
Д
Поэтому возникает необходимость исследовать не только основные критерии, но и показатели уровней развития коммуникативных умений.
Критерии и показатели развития коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста: знакомство с правилами общения и способами их реализации (знания о правилах вербального и невербального общения, знание о способах применения правил общения в процессе взаимодействия с другими людьми; адекватное понимание различных ситуаций общения); принятие правил общения (ценностное отношение к правилам общения, ориентация на диалогическое взаимодействие с другими людьми на основе взаимопонимания и эмпатии), соблюдение правил общения (умение соблюдать вербальные и невербальные правила общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия, устанавливать конструктивные коммуникативные контакты с другими людьми) [5]. Можно выделить следующие показатели развития коммуникативных умений:
1. Когнитивные:
Осознание потребности в общении и отношении с