Развитие координационных способностей у слабовидящих детей 10-11 лет средствами баскетбола
ВВЕДЕНИЕ
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в настоящее время в мире насчитывается более 35 миллионов слепых людей, в России - 260 000. В нашей стране число инвалидов по зрению колеблется от 5 до 7 миллионов человек и также увеличивается с течением времени. Поэтому в наше время эта задача представляется очень важной, и (также) если никто не организует спасение "остаточного" зрения этих людей, в этом случае многие инвалиды по зрению имеют возможность быстро перейти в группу полностью слепых людей. Для профилактики амблиопии и остановки ее прогрессирования необходимы физиологические культурные ресурсы, в частности, специализированное лечение глазных мышц (тренировка глаз) и другие технологические восстановительные процессы. В школах для слабовидящих физиологическое воспитание является одним из основных способов формирования и подготовки детей к труду. Физиологическое развитие детей с нарушением зрения имеет свои особенности, которые обусловлены не только патологиями зрения, но и вторичными аномалиями и отклонениями в физиологическом развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ5
1.1 Характеристика детей с нарушением зрения5
1.2. Особенности психофизического и физического развития детей с нарушением зрения8
1.3. Характеристика зрительных дисфункций у детей школьного возраста 14
1.4. Особенности занятий адаптивной физической культурой слабовидящих детей 18
Выводы 28
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ БАСКЕТБОЛА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ 30
2.1. Обоснование методики развития координационных способностей у слабовидящих детей 10-11 лет 30
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аветисов Э.С., под ред. Э.С.Аветисов, Ю.И.Курпан, Е.И.Ливадо «Занятия физической культурой при близорукости» – М.: Физкультура и спорт, 1980 г. – 127 с.
2.Аветисов Э.С, Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. «Физкультура при близорукости» - М.: Советский спорт. - 1993. – 80 с.3.Азарян Р.Н. «Педагогические исследования влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников»: монография – Москва, 1989 г. – 104 с.4.М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский «Анатомия человека»: учебник. – Москва: М.: Тера-Спорт, 2003 г. – 624 с. 5.Акатов Л.И. «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы» – М., 2003. – 368с.
6.Акимова А.К. «Коррекция недостатков физического развития слабовидящих учащихся специальной медицинской группы в процессе физического воспитания» – Днепропетровск, 1987 г. - 155 с.7.Аксенова Л.И. «Социальная педагогика в специальном образовании» – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
8.Ананин В.Ф. «Аккомодация и близорукость»: Монография – М.: Издательство РУДН и Биомединформ, 1992. -136 с.9.Ю.М. Портнова «Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры» - М.: Астра семь, 1997 г. – 476с.10.Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г. «Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва» - Издательство «Советский Спорт», 2004 г. – 100 с.
11.Бернштейн Н.А. «Физиология движений и активность» – М.: Наука, 1990 г. –373-392 с.
12.Брезжунов В. Н. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению в процессе физического воспитания // Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Матер. науч. конф. М.: Физкультура, образование, наука, 1996 г. - 21 с.
Акселерация -представляет собой сложное биосоциальное явление, выраженное в ускоренном развитии психических, биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, в более раннем наступлении интеллектуальной и половой зрелости молодежи. Так, сегодняшние подростки опережают в темпах физического развития и полового созревания детей того же возраста, родившихся 30-50 лет назад, на 2-4 года. Факторы акселерации и ее последствия на здоровье подрастающего поколения к настоящему времени изучены недостаточно. Установлено лишь положительное воздействие этих процессов на антропометрический и психический статус, течение некоторых заболеваний, и отрицательное - на анаэробно-аэробную энергообеспеченность организма подростков. Вместе с тем акселератами, встречаются и подростки с замедленными темпами физического развития - ретарданты. Диапазон различий в естественном развитии подростков предполагает более широкое применение индивидуального подхода в тренировочном процессе. Регулирование процессом развития моторных функций подростков подразумевает соблюдение некоторых методических положений. В частности, формирование ловкости у подростков должно основываться на овладении сложно координированными двигательными актами. Собственно способность к сложно координированным движениям выделяет подростков от детей младшего возраста. Подростки отлично осваивают технические приемы из спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики. В учебно-тренировочный процесс наравне с элементами перечисленных видов спорта необходимо включать упражнения, обладающие новизной. Следует вдобавок создавать необычные ситуации с заранее обусловленными условиями и ситуации с альтернативными решениями при дефиците времени. Подобные условия имеют место при смене способов выполнения движений, усложнении упражнений за счет дополнительных движений, изменении временных и пространственных параметров движения. Скорость в этом возрасте в значительной степени зависит от силы мышц, их эластичности и способности к расслаблению. Определенное значение имеет подвижность в суставах и уровень овладения техникой движений.