Особенности коррекции тревожности у старших подростков с нарушениями зрения
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день с тревожным, беспокойным подростком сталкивается практически каждый педагог или детский психолог. При высокой изученности многих вопросов темы детской тревожности, при постоянной обеспокоенности педагогов и психологов вопросом благополучия подростков, в наше время, с каждым годом у большего числа школьников наблюдается повышенная тревога, приводящая к дискомфорту в школе, к трудностям в общении и проблемам с учебной деятельностью.Актуальность изучения проблемы тревожности в современной психологии, в первую очередь, рождается из того, что тревожность занимает особое место среди переживаний человека, она приводит к снижению работоспособности, к проблемам с мотивацией, к повышению раздражительности, порой к физическому недомоганию, трудностям в социальной жизни и много к чему ещё.Тревожность часто встречается у подростков с нарушением зрения и обычно выступает ярким признаком их школьной дезадаптации. Тревожность влияет на их социальную жизнь, на их физиологическое и психологическое здоровье. Причиной нарушения психического и социального здоровья подростка не всегда может выступать только тревожность, существуют и другие неблагоприятные психологические тенденции в процессе развития ребёнка. Однако самые частые запросы к детским психологам связаны с эмоциональной неустойчивостью подростка, что в свою очередь связаны с повышенной тревогой.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Научные представления о тревожности в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Исследование тревожности у подростков, развивающихся в норме и с нарушениями зрения
1.3 Подходы к проблеме коррекции тревожности
ГЛАВА 2. ЭКСПЕПИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования. Особенности тревожности испытуемых по результатам исходного среза
2.2 Содержание работы по коррекции тревожности подростков с нарушениями зрения
2.3 Анализ результатов эксперимента по коррекции тревожности у подростков с нарушениями зрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2019. - 672 с.
Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин. – Москва : Аспект Пресс, 2018. – 424с.
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2019. - 424с.
Анцупов, А.Я. Проблема конфликта / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва : Педагогика, 2020. - 248с
Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/ Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал – 2017. – №2. С. 34- 38
Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги/ В.М.Астапов. – Санкт – Петербург : Питер, 2017. – 402 с.
Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2020. -462с.
Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка/ Р. Баярд, Д. Баярд. - Москва , 2018. – 345 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 2018.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – Москва .: Просвещение, 2017. – 402 с.
Наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам. Особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания, концентрированность процесса, взаимодействие и законченность его во времени. Эти условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и прорабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь». В процессе занятий преподавателям необходимо обращать внимание на тревожных подростков, учитывая «слабые места» таких обучающихся, давая возможность преодолевать тревогу конструктивным путем, поддерживая инициативу и успех [4,с.5]. Столь же актуальна и психологическая работа с родителями подростка. [2, с. 15; 5, с. 20].Главными целями работы по «воспитанию родителей» является оказание помощи им в углублении знаний о психологических закономерностях и индивидуальных особенностях своего ребенка, в преодолении чувства собственной родительской неуверенности, в осознании присущего их семье стиля семейных взаимоотношений.Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.Эти принципы гласят, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей.