Индивидуально-психологические особенности участников буллинга

Скачать диплом с рассмотрением индивидуально-психологических особеннойтей старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.01.2025
Объем файла
432 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время проблема насилия в образовательной среде становится все более актуальной.
Предпосылкой любого насилия является отсутствие уважения к личности. Полноценное развитие и реализация индивидуальных потенций человека в школе возможны только в определенных условиях. Центральное место среди них принадлежит качеству межличностного общения и психологической безопасности в образовательной среде. Современный жизненный контекст не исключает явления насилия из процессов обучения и воспитания. В этой связи необходимо исследовать сам феномен насилия в образовательной среде, его истоки, формы и причины, в связи с тем, что оно способно разрушать безопасность образовательной среды и негативным образом сказываться на построении межличностных отношений между субъектами образовательного процесса и развитии личности обучающегося (И.А. Баева, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.).
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА………………………………………………. 8

1.1. Буллинг как феномен целенаправленного агрессивного поведения в подростковом возрасте.................................................... 8

1.2. Факторы возникновения буллинга в подростковом возрасте........... 20

1.3. Способы психопрофилактики буллинга в подростковой среде....... 26

Выводы по первой главе....................…………………………………........ 29

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА…………………………………………………………………... 31

2.1. Организация и методы исследования................................................ 31

2.2. Анализ результатов исследования...................................................... 33

2.3 Программа тренинга коррекции отрицательных паттернов поведения подростков .......................................................................... 40

Выводы по второй главе................................................................................. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 55

Список используемой литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 1999. – 86 с.
2. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей [Текст] / Л.С.?Алексеева // Семья в России. – 2006. - №o 2. – С.?73-80.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Абрамова. – М.: Мир, 1997. – 375 с.
4. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. – 2016. - № 5. – С.?39-49.
5. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. – Издание на русском языке, перевод, оформление ООО ?Альпина Паблишер?, 2016. – 28 с.
6.?Баева,?И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И.?Герцена. – 2010. - №128. – С. 27-39.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: монография / А.?Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Столица, 1999. – 226 с.
8. Баранова, Е.В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е.В. Баранова // Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С.41.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст]: монография / Л. Берковиц. – М.: Наука, 2014. – 243 с.
10. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности [Текст] / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. – 2008. - №o 4. – С.42- 44.
11. Бэрон, Р. Агрессия [Текст]: монография / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2014. – 112 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. – М.: Знание, 1991. – 68 с.
13. Вишневская, В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2010. - № 2. – 55-68 с.
14. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. – М.:Наука, 1979. – 124 с.
 


Виды девиантного поведения, проявляющиеся в буллинге (агрессивное, виктимное, конформное), создают предпосылки для возникновения его в группе. Подросток в ситуации буллинга может занять позицию жертвы, обидчика или наблюдателя в зависимости от вида девиантного поведения. Буллер (агрессор, обидчик) проявляет агрессивное поведение и имеет своей целью – достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей и услуг от жертвы. Жертва проявляет виктимное поведение и является объектом насилия со стороны булли, имеет своей целью – сохранение социального статуса, который является удовлетворительным для жертвы и избегание насилия. Свидетель проявляет конформное поведение, подкрепляет и стимулирует проявление насильственных действий.