Коррекция нарушений чтения младших школьников с дислексией на уроках литературного чтения

Скачать дипломную работу на тему: Коррекция нарушений чтения младших школьников с дислексией на уроках литературного чтения. В которой определен процесс чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией. Изучен анализ психолого-педагогической и специальной коррекционной литературы по теме исследования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2025
Объем файла
814 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Самым главным средством человеческого общения является речь. Речь не врожденная способность человека, она формируется постепенно. Этому предшествует длительный этап, в течение которого ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, а его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность, необходимое для правильного общения. Трудности овладения школьной программой являются наиболее частыми предпосылками дезадаптации школьников. Понижение учебной мотивации влечет за собой сложности школьного обучения.В настоящее время и в последние годы наблюдается рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения.  Эти нарушения имеют довольно распространенную форм речевой патологии детей школьного возраста.Проблема нарушений чтения у школьников – это одна из наиболее актуальных для школьного обучения, потому что чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Ребенку необходимо овладеть одним из основным навыком учебной деятельности, которое способствует успешному обучению в школе.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ.... 7
Понятие чтения в психолого-педагогической литературе. Ступени становления навыка чтения у детей..………………………………..…… 7
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дислексией..………………....………..13
Особенности овладения чтением младшими школьниками с дислексией..……………………...……………………………………..…...24
Специфика коррекции нарушений чтения у младших школьников с дислексией на уроках литературного чтения……………………..….. 26
Выводы по 1 главе..………………………..…………………………….....30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ………………………….. 32
Методика изучения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией..………………………….……………………….....32
Состояние навыка чтения у младших школьников.…………….... 35
Организация и содержание логопедической коррекции нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией на уроках литературного чтения.……………..…………………………. 42
Выводы по 2 главе………………………………………….……………… 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….…………………….…………………...……….…... 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………….…………….………… 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учеб. пособие. / Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. – М.: «Академия» – 2015. – 288с. – ISBN 978-5-4468-0317-0.
Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. – ISBN 978-5-9571-2715-4.
Алмазова, А. А. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на этапе основного общего образования / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова, Г. П. Матюхова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – с. 18-25. – ISSN: 2074-4986.
Ахутиной, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. О.Б. Иншаковой. – Изд. 5–е. М.: В. Секачев, 2014. 132 с. – ISBN 978-5-88923-134.
Баль, Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников. [Текст]: пособие для логопеда / Баль Н.Н, Захарченя И.А. – Минск: «Ураджай». – 2001.– 195с.
Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 316 с. – ISBN 978–5–4441–0084–4.
Вист, Н.В. Исследование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с ЗПР. / Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. № 1. С. 307–308.
Величенкова О.А. Ошибки фонемного распознавания в письме младших школьников / Северный регион: наука, образование, культура. 2016. № 1 (33). С. 13–18.
Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Людмила Ефименкова. – Москва.:ВЛАДОС. – 2011. – 224 с.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что у большинства обучающихся экспериментальной группы наблюдается большое количество ошибок: замены букв, пропуски, добавления гласных и согласных, чтение угадывающего характера. У четверых учеников преобладающий способ чтения – побуквенный, у двоих – отрывистое слоговое чтение, и только у одного ребенка преобладает плавное слоговое чтение. Понимание прочитанного осуществляется после того, как обучающийся прочитал слова. У всех детей экспериментальной группы наблюдается трудности понимания смысла прочитанного на уровне текста, а именно выделение главной мысли. У четверых детей наблюдается опускание смысловых частей, у троих детей были выявлены трудности в пересказе прочитанного. У школьников преобладают смешения по лексическому значению, которые говорят о нечеткости, диффузности словесных значений. Однако эти ошибки, обусловленные нарушением фонологической и семантической систем.Трое детей ориентируются на знаки препинания в процессе чтения, а навык использования интонации в зависимости от ко­нечного знака препинания сформирован у двух детей экспериментальной группы.Таким образом при диагностике чтения отдельных букв и слогов причиной ошибок являются трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи дифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Темп перекодировки детьми графемы в фонему и наоборот достаточно низкий, у большинства детей проявляется стойкость ошибок. У двух детей были трудности при чтении оптически сходных букв [Л-Д, Ц-Щ]. У других двух детей наблюдалось смешение букв по артикуляционным признакам [К-Г, Ч-Ц, Б-П]. Считаем, что эти нарушения связаны с недостатками звукопроизношения. Следует отметить, что у троих детей ошибок при чтении букв не выявлено.