Взаимосвязь тревожности с коммуникативными способностями у педагогов строительного техникума
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество нуждается в педагогах высокого уровня профессионализма и компетенций, обладающих колоссальной выдержкой, психоэмоционально стабильных и коммуникативно развитых. Воспитание личной внутренней культуры должно фундаментально основываться на стремлении преподавателей максимально повысить эффективность и качество своего труда. Это способствует тому, чтобы задать очень высокую планку критики к себе и к целям, которые преследуются при осуществлении выбранной деятельности, что служит фактором, вызывающим тревожное состояние у педагогов.
В свете непрерывной модернизации и прогрессивного развития общей системы образования, апробации различных моделей и стилей преподавания, наметившейся тенденции всецело усовершенствовать научно-теоретические знания студентов профессиональных образовательных учреждений необходимо продолжать генерировать новейшие методики и практики, требующие отлично развитые коммуникативные способности у современных педагогов. Им необходимо пр
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические предпосылки исследования тревожности и коммуникативных способностей педагогов строительного техникума.........................7
1.1. Коммуникативные способности и их роль в педагогической деятельности............................................................................................................7
1.2. Теоретические подходы к проблеме тревожности ………..……….12
1.3 Психологический анализ профессиональной деятельности педагогов………………………………………………………………….……...18
Глава 2 Организация и методы исследования…………..….………….…...….28
2.1. Этапы исследования…………………………………….…….……...28
2.2. Характеристика выборки испытуемых………….…………….……29
2.3. Описание методов и методик исследования………………..………31
Глава 3 Интерпретация результатов эмпирического исследования………….34
3.1. Диагностика тревожности педагогов строительного техникума…34
3.2. Результаты изучения коммуникативных способностей педагогов строительного техникума……………………….…………….…......................38
3.3. Изучение взаимосвязи тревожности и коммуникативных способностей педагогов строительного техникума………………………..….43
Выводы…………………………………………..………..…………………..….49
Заключение………………………………….…………………….…………..….51
Рекомендации.........................................................................................................54
Список использованных источников……………………………….….….........58
Приложение…………………..……………………………………….…..….......64
Список использованных источников
1. Агапова, А. Ю. Особенности общительности менеджеров и педагогов и их проявления в речевой деятельности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация кандидата психологических наук / Агапова Анна Юрьевна ; Москва: Российский университет дружбы народов, 2010. – 200 с. – Текст: непосредственный.
2. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: учебное пособие / Х. Айзенк. – Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008 – 304с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. – Текст: непосредственный.
3. Баркер, А. Как улучшить коммуникативные навыки: практическое руководство / А. Баркер. – Москва: Претекст, 2018. – 256 с. – ISBN 978-5-98995-116-1. - Текст: непосредственный.
4. Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств: учебное пособие / А. В. Батаршев, Ю. И. Алексеева, Е. В. Майорова. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 192. – ISBN: 5-91180-107-8. – Текст: непосредственный.
5. Бектуров, Т. М. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен / Т. М. Бектуров. Текст: непеосредственный // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 12. – С. 437-441.
6. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62013/ (дата обращения: 03.03.2021).
7. Дикая, Л. Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека / Л. Г. Дикая. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Институт психологии РАН. – 2012. - № 4. – С. 163-182.
8. Ивченко, Г. И. Введение в математическую статистику. Статистика знает всё: учебное пособие / Г. И. Ивченко, Ю. И. Медведев – 2-е издание, перераб. и доп. – Москва: Ленард, 2017. – 608 с. ISBN 978-5-9710-4535-9.
9. Ионова, И. В. Психолого-акмеологическая модель преодоления профессиональной дефо
Таким образом, изучаемая нами профессия педагога относится к типу человек-человек. Профессия педагога предъявляет высокие требования к личным и профессиональным качествам педагога.
Также, педагогическая профессия характеризуется высокой степенью проблемности трудовых ситуаций, так как так как в ней очень часто в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений, конфликтные ситуации, чрезвычайные ситуации и т.д., поэтому педагогам свойственно такое психическое состояние, как тревожность. Тревожность влияет не только на психическое состояние педагогов, но и на их коммуникативные способности, что, в свою очередь, мешает эффективному осуществлению педагогической деятельности.
На основании вышеизложенного, становится очевидна необходимость изучения взаимосвязи тревожности и коммуникативных способной педагогов строительного техникума.
Ос