Факторы, влияющие на воображение и творчество сотрудников внутри коллектива
ВВЕДЕНИЕ
Компании рассматривают креативность и творчество сотрудников как возможный источник преимущества над конкурентами. Сотрудники, обладающие высоким уровнем воображения и творчества способны предлагать новые идеи, оптимизировать бизнес-процессы и повышать эффективность работы всей команды. При этом наблюдается экономическая направленность последних десятилетий на увеличение творческих профессий и соответственно обучающихся им и уже занятых в соответствующих этому направлению сферах людей.Профессиональную деятельность можно охарактеризовать как сферу проявления личностных особенностей, также профессиональная деятельность зачастую создает вокруг индивида социальную среду, которая влияет на их проявления и служит условием для их раскрытия.В связи с написанным ранее, изучение факторов, влияющих на воображение и творчество у сотрудников внутри коллектива, является актуальной темой для исследования. Развитие данной темы позволит компаниям находить новые ресурсы для стимулирования творческой деятельности среди своих работников и сделать их более конкурентоспособными на рынке.Цель курсовой работы заключается в изучении влияния определенных факторов на развитие творческой деятельности сотрудников внутри коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА……...5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ……………………………………………………….......5
1.2 ВИДЫ И СПЕЦИФИКИ ТВОРЧЕСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………......................9
1.3 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА….....12
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО У СОТРУДНИКОВ……………………………………………………………...…16
2.1 ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………16
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА…………………………………………………………….…17
2.3 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА………….…18
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО У СОТРУДНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ В УСЛОВИЯХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…30
Список литературы
Месяц, В.А. Творческий потенциал сотрудников и учет его особенностей в управлении персоналом предприятий и организаций // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – № 2 (74). – С. 111-114
Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с.
Выготский, Л.С. (2003) Психология развития ребенка, с. 260
Яголковский, С.Р. Психология Креативности и инноваций. —Издательский дом ГУ ВШЭ.: Москва, 2006
Ильин, Е. П.. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009
Аверина И. С., Щебланова Е. И.. Вербальный тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. – Москва: Когито-Центр, 2022. – 63 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2008
Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008.
Шкала «Креативность» методики «Самоактуализационный тест» А.Маслоу (Маслоу, 2016; Алешина и др., 1984)
Николаенко Н.Н. Психология творчества, Серия: «Современный учебник». СПб.: Речь. — 288 с.
Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. Издательство: Наука, 1978. 192 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Моляко, В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии. — 1994. — № 5.
Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 164—168.
Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М. : Наука, 1976.
Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. И состояла в том, что творческие способности могут быть развиты посредством решения творческих задач. Своим ученикам он предлагал книги (по 16–20 страниц в каждой), где повествовалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. В процессе поиска истины они выдвигали самые неожиданные теории, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были составлены таким образом, что внимательный читатель мог найти правильный ответ немного раньше героев произведения. Помимо этого, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления. Эксперимент Крачфилда показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше нестандартных задач, чем ученики контрольной группы, и такой эффект сохранялся в течение полугода.Пол Торренс предложил свою систему развития творческого мышления: На первом этапе предлагаются задачи и анаграммы, задача испытуемого максимально быстро выделить среди возможных гипотез единственно верную и сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен описать самые разные вообразимые обстоятельства, которые привели к данной ситуации и возможные ее последствия. На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.Американский психолог Эдвард де Боно составил программу развития креативного мышления исходя из пяти принципов.Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия с доказательствами их (условий) необходимости для ее решения.Второй принцип – необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении аналогичных проблем, ведь их схожесть в действительности может быть очень условной.