Анализ воздействующего потенциала рекламного текста провокационной рекламы
Введение
Наше исследование посвящено изучению рекламных текстов в аспекте их речевого воздействия. Начиная с 90-х гг. ХХ века – с начала формирования рекламного дискурса как нового для постперестроечной России [Стернин, 2004, с. 20], рекламные тексты на долгие десятилетия стали объектом пристального внимания специалистов разных направлений научного знания, в том числе и лингвистического (см., например, исследования, посвященные собственно лингвистическому, риторическому, семиотическому, коммуникативно-прагматическому, лингвокультурологическому, лингвоконфликтологическому, юрислингвистическому и др. аспектам изучения рекламных текстов [Кара-Мурза, 2016; Зарецкая, 1998; Klotz, 1963; Степанов, 2014; Шпитцер, 1928; Кряхтунова, 2016; Кузнецов, 2020].Особый интерес исследователей вызывает провокативная (провокационная реклама), изучением которой занимались такие исследователи, как Грошев И.В., Морозова Л.В, Егель М.А, Жарская З.В., Джукаева В.С., Зиновьева, Н.О., Терских М.В, Тулупов В.В., Красова Е.Ю., Малыхина Е.В., Тумский С.В., Шеметова Т.Н., Шомова С.А.Актуальность данной темы обусловлена интересом современной лингвистики к изучению широко представленном в рекламных текстах феномене языковой игры [Амири, 2012], способами отбора стилистических и риторических средств для воздействия на свою целевую аудиторию [Зарецкая, 1998], особенностями языкового сознания и языковой личности русскоязычных потребителей рекламы [Аниськина, 2015; Кара-мурза, 2007], опорой на языко-речевые, стилистические и культурноспецифические пристрастия носителей языка для успешной реализации целей и задач рекламной коммуникации [Терских, 2020].
Содержание
Введение
Глава 1. Провокационная реклама и её функции
1.1. История изучения рекламных текстов в России
1.2. Понятие провокационной рекламы
1.3 Шок и манипулирование как способ воздействия на потенциального потребителя в контексте речевой рекламной коммуникации
1.4 Характерные черты провокационной рекламы
1.5. Речевые жанры рекламного сообщения
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ воздействующего потенциала рекламного текста провокационной рекламы (на материале анкетирования)
2.1 Влияние провокационной рекламы
2.2 Провокационная реклама в городе Барнауле
2.3 Отношение жителей г. Барнаула к провокационной рекламе (на основе проведённого анкетирования)
2.4. Речевая провокация в рекламе
2.5 Лингвистический анализ провокационных рекламных текстов
Выводы по 2 главе
Заключение
Не найдено
По мысли Б. Поршнева распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр» «доверия» и «недоверия». Данный фильтр действует так, что безусловно подлинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой [Поршнев, 1972]. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован данным фильтром. Есть средства, которые помогают принятию информации и ослабляют влияние фильтров. Совокупность подобных средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие основной информации средства. Они играют роль «транспортации», сопроводителя информации, создают некоторый дополнительный «фон», на котором ключевая информация выигрывает, поскольку «фон» частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может служить музыкальное, пространственное или цветное сопровождение информации, что и отмечается в рекламной продукции [Андреева, 2001].Условия манипулирования основываются еще уклончивостью в изложении позиции («все любят», «все говорят»), применением туманных слов и метафор (дать много информации ни о чём), постоянным изменением темы изложения. В таком информационном потоке человеку нелегко выделить основную мысль, он утрачивает бдительность. То же наблюдается, когда заведомо даётся информация, подвергаемая критике («Вы хотите выглядеть так?»). «Жертвуя» ей, манипулятор достигает принятия другой информации («Тогда приходите к нам») (используется прием переключения внимания). Нагнетаемое чувство срочности также способствует манипулированию («Только сегодня!» «Один день!»). [Водопьянова, 2007].Н.А. Водопьянова отмечает, что в качестве манипулирования могут применяться эффективные семантические, лингвистические модели, которые умышленно делаются расплывчатыми, но именно поэтому оказывающими воздействие (например, «Это любят все!») [Водопьянова, 2007]. Это так называемое недирективное внушение. Сюда же может быть отнесено и использование приставки «био». Как отмечает С. Кара-Мурза, «на подсознание оказывает сильное воздействие слово «жизнь», в том числе и производная от него «био». Оно имеет ещё и добавочную манипулятивную силу, так как ассоциируется с наукой и авторитетом» [Кара-Мурза, 2007].В рекламных текстах обычно подчеркиваются привлекательные для потребителя характеристики товаров - как реальные, так и символические, которые могут стимулировать покупательское поведение. В связи с этим, вопрос об определении границ эффективного влияния и манипулированием является существенным для анализа рекламной деятельности.