Становление куртуазного идеала в романах Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Клижес»

Скачать дипломную работу на тему: Становление куртуазного идеала в романах Кретьена де Труа «Эрек и Энида» и «Клижес». В которой определены рыцарские романы «Эрек и Энида» и «Клижес». Изучены основные эстетические эталоны куртуазности.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
115 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновением, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междоусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории.Но невзирая на это эпоха оставила нам в наследство интересную и богатую культуру, воспевшую духовные ценности, которые имеют универсальное значение до сих пор. Понятия долга, чести, верности многие из нас впервые узнали, знакомясь с той эпохой, читая литературные произведения или, что более свойственно современному человеку, видя ожившее средневековье на экранах телевизоров и кинотеатров. Эти понятия существуют и в настоящее время, хотя само рыцарство ушло с исторической арены достаточно давно. Рыцарская этика не исчезла вслед за средневековьем, она прошла через эпохи, сменившие средние века и продолжает оставаться эталоном, который должен служить примером для современных людей.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Феномен рыцарства в эпоху средневековья6
1.1 Понятие «рыцарь» 6
1.2 Культура рыцарской среды9
1.3 Система ценностей рыцарей14
2 Романы Кретьена де Труа как основа куртуазного идеала20
2.1 Биография Кретьена де Труа20
2.2 Роман Кретьена де Труа «Эрек и Энида» 22
2.3 Роман Кретьена де Труа «Клижес»35
Заключение47
Список использованных источников50

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алексеев, М. П. История зарубежной литературы. Средние Века и Возрождение / М. П. Алексеев. – Москва : Высшая школа, 1994. – 414 с.
2 Артамонов, С. Д. Литература средних веков / С. Д. Артамонов. –Москва : Просвещение, 1992. – 240 с.
3 Виппер, Р. Ю. История средних веков / Р. Ю. Випперов. – Москва : ООО «СМИО Пресс», 2000. – 384 с.
4 Грацианский, Н. П. Хрестоматия по истории средних веков : учебное пособие / Н. П. Грацианский, С. Д. Сказкина. – Москва : Учпедгиз, 1949. – 344 с.
5 Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я.Гуревич.  – Москва : Искусство, 1984. – 285 с.
6 Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я Гуревич. – Москва : Искусство, 1990. – 395 с.
7 Дюби, Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. – Смоленск : Полиграмма, 1994. – 316 с.
8 Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура : учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Емохонова. – 5е изд. – Москва : Академия, 2007. – 544 с.
9  Иванов, К. А. Многоликое Средневековье / К. А. Иванов. – Москва : Алетейа, 1996. – 425 с.
10 Маркова, А. Н. Культурология: история мировой культуры : учебное пособие / А. Н. Маркова. – Москва : ЮНИТИ, 1998. – 600 с.
11 Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе / А. Д. Миахайлов. – Москва: Наука, 1976. – 351 с.
12  HYPERLINK "https://www.studmed.ru/kardini-f-istoki-srednevekovogo-rycarstva_087436a6124.html" \h Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф.  Кардини. – Москва : Прогресс, 1987. – 360 с.
13 Кенигсбергер, Г. Г. Средневековая Европа 400 – 1500 годы / Г. Г. Кенигсбергер. – Москва : Весь Мир, 2001. – 384 с.
14 Косиков, Г. К. К теории романа: роман Нового времени / Г. К. Косиков. – Москва : Наследие, 1994. – 187 с.
15 Труа, Кретьен де. Эрек и Энида. Клижес / Кретьен де Труа. – Москва : Наука, 1980. – 509 с.

Кретьен де Труа (вторая половина XII в.) – виднейший французский куртуазный эпик, создатель так называемого артуровского романа.Годы жизни Кретьена де Труа мы можем установить лишь очень приблизительно, исходя из датировки сохранившихся текстов. Первые его произведения написаны, по-видимому, до 1165 г., следовательно, можно предположить, что он родился около 1135-1140 гг., в обеспеченной семье. Он, бесспорно, успешно окончил школу, поскольку литературную деятельность начал с переложения стихотворений Овидия на французский язык, то есть хорошо знал латынь. Часть этих переводов сохранилась. Умер он, как известно, в ходе работы над «Персевалем», адресат посвящения которого окончательно покинул Францию в 1190 г.Испробовал свои силы в различных поэтических жанрах (житие святого, лирика, пересказы Овидия), однако наибольшего мастерства достиг в жанре куртуазного рыцарского романа. Еще в молодости он написал роман о Тристане (не дошедший до нас), за которым последовал ряд других романов («Эрек и Энида», «Клижес», «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивен, или Рыцарь Льва», «Персеваль, или «Повесть о Граале»), относящихся к лучшим образцам европейского куртуазного эпоса. Используя бретонские сказания (о короле Артуре и его паладинах), Кретьен, в отличие от Марии Французской, далеко отходит от их фольклорной основы. Под пером Кретьена король Артур из незначительного кельтского князька превращается в могущественного властелина необъятной феодальной державы. При его дворе царят самые утонченные куртуазные обычаи и нравы. Сюда стекаются храбрые рыцари со всех концов земли. Здесь они служат прекрасным дамам, участвуют в турнирах и празднествах; отсюда они отправляются на поиски рыцарских приключений. Кретьен стремится поэтизировать мир феодально-рыцарских отношений. Он изображает только его блестящую, парадную сторону, вовсе умалчивая о многочисленных преступлениях этого мира, державшегося на крови и насилии. Зато все нарядное, праздничное, великолепное находит в лице Кретьена своего выдающегося живописца. В прихотливые, нарядные узоры складываются также излюбленные Кретьеном сказочные образы и мотивы (феи, волшебные источники, подводные замки, благодарные львы и т. п.), превращающие рыцарский мир в некую куртуазную феерию.