Особенности формирования и развития личности ребенка в неполной семье
Введение
Родительский дом для ребенка – это первая, главная и незаменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывая фундамент важнейших человеческих качеств. А чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Благополучие семьи во многом зависит от того, является ли семья полной или неполной.Семья – важнейшая форма организации личной жизни, основанная на брачном союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в семье рождается человек, через семью продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития личности ребенка в неполной семье
1 Характеристика неполной семьи
2. Воспитание личности ребенка в неполной семье
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей формирования и развития личности ребенка в неполной семье
1 Исследование особенностей взаимоотношений в воспитании личности ребенка
2. Рекомендации для родителей по формированию и развитию личности ребенка в неполной семье
Заключение
Список литературы и источников
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы и источников
Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие [Текст] / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. — Саратов: Научная книга, 2019. — 127 c.
Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] /Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред..Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
Боровкова, М.Г., Николаева Л.А., Петрова Е.С., Разбирина, Е.А., Исаева Н.Ю. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.
Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для вузов [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 429 с.
Викторов, О.Н., Николаева Я.Г. Неполная семья и воспитание. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 233 с.
Витакер, К. Брак и семья // Психология семьи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. В.И. Слепкова, А.А. Коспокович. - Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2001.-245 с.
Гаранина, Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие [Текст] / Е. Ю. Гаранина. – М.: Флинта, 2019. – 383 с.
Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей [Текст] / Д. Готтман, Д. Деклер – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.
Данилова, Е.А. Поведение в конфликте супругов на разных стадиях жизненного цикла семьи [Текст] /Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2020.
Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / – М.: Педагогика, 2019. – 159 с.
Дмитриева, А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018008026Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2017. – 176 с.
Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральные и культурные ценности. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности, основой психологической поддержки и воспитания. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, совершаемых ребенком. Из отношений с отцом, матерью он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость духа, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и чувствует любовь к своим родителям, получает от них эту любовь и ласку.Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений. Растет число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими браками, растет смертность среди мужчин активного детородного и трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (незарегистрированных) браков над официальными, что приводит к формированию новых семейных структур. Неполные семьи – это категория семей, в которых единственный родитель проживает с несовершеннолетним ребенком (детьми) и несет за него основную ответственность.Ежегодно более полумиллиона детей остаются в неполных семьях.Произошедшие изменения ослабили традиционные функции семьи, регулирующий характер половой морали в распределении обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделав ее более ответственной и независимой. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и наравне с мужчинами участвовать в производственных делах, бизнесе и предпринимательстве.