Культурные коды в диалектной фразеологии (материалы для внеклассной работы по лингвокраеведению)

Скачать дипломную работу на тему: Культурные коды в диалектной фразеологии (материалы для внеклассной работы по лингвокраеведению). В которой определены базовые понятия исследования. Изучены материалы для внеклассной работы по лингвокраеведению.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
186 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Любая лингвокультура является неотъемлемой частью человеческого существования, соединяя в своем культурном пространстве язык, общество и национальную культуру. Фразеологический фонд языка, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени отражает особенности культурного пространства той или иной лингвокультуры. Доказательством этого являются многочисленные исследования русских фразеологических единиц с точки зрения лингвокультурологии.Лингвокультурологи считают, что лингвокультурологический анализ фразеологических единиц можно проводить через различные предметы изучения в лингвокультурологии: метафоры, культурные коннотации, культурные семы, культурные концепты, в том числе и культурные коды. Последние, в свою очередь, репрезентируют глубинное культурное пространство, уходящее корнями в древнюю эпоху [25]. В этом отношении особую значимость приобретают фразеологизмы, в которых нашли отражение традиционные устои общества, архетипическое сознание народа.В последние годы ученые говорят о необходимости изучения так называемого регионального культурно-языкового пространства, репрезентируемого прежде в диалектной лингвокультуре. В связи с этим актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения диалектной фразеологии как средства отражения регионального культурно-языкового пространства, а также недостаточной разработанностью проблематики культурных кодов на материале русских диалектов.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ РУССКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ............................................. 6
1.1. Лингвокультурологический аспект изучения фразеологизмов........... 6
1.1.1. Лингвокультурология как научная дисциплина................................ 6
1.1.2. Фразеология в системе лингвокультурологического знания......... 10
1.2. Понятие «код культуры».................................................................... 16
1.3. Проблема классификации культурных кодов.................................... 19
Выводы по первой главе.......................................................................... 23
ГЛАВА 2. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ В ГОВОРАХ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ.................................................... 25
2.1. «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г. В. Афанасьевой-Медведевой как источник для изучения культурных кодов.................... 25
2.2. Классификация культурных кодов на материале «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г. В. Афанасьевой-Медведевой........ 28
2.3. Материалы для внеклассной работы по лингвокраеведению............ 41
Выводы по второй главе........................................................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................... 62

Список литературы

Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 214 с.
Аллахвердиева Н. Б. Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы / Н. Б. Аллахвердиева, Е. Э. Крживицкая, А. Ю. Сергеев. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2003. – 248 с.
Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: В 25 т. – Т. 1-25 / Научн. ред. В. М. Гацак, Ф. П. Сороколетов. Иркутск, 2007-2020.
Брутян Г. А. Гипотеза сепира-Уорфа: Лекция, прочитанная в Лондонском университете в 1967 г. – Ереван: Луйс, 1968. – 67 с.
Букина Н. В. К вопросу методологии исследования культурных кодов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 14. – С. 232–237.
Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 140-161.
Воробьев В. В. Лингвокультурология: (теория и методы). – М.: Изд-во Росс. Ун-та дружбы народов, 1997. – 331 с.
Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – 300 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – Т. 1-4.– М.: Русский язык, 1980.
Иванова С. В. Лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц: автореф. дис. …д-ра филол. наук. – Уфа, 2003. – 41 с.
Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. – М.: Букинист, 1993. – 431 с.
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
Клименкова А. М. Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2013. – № 2. – С. 5–12.

В. Н. Телия определяет код культуры как «таксономический субстрат ее текстов. Этот субстрат представляет собой совокупность окультуренных представлений о картине мира того или иного социума – о входящих в нее природных объектах, артефактах, явлениях, выделяемых в ней действиях и событиях, ментофактах и присущих этим сущностям их пространственно-временных или качественно-количественных измерениях» [30, с. 288].В нашей работе мы отдаем предпочтение использованию термина «культурный код» и выбираем в качестве рабочего определения, определение культурного кода М. В. Пименовой, В. А. Масловой: «культурный код - это символический знак или система знаков, которые используются для передачи определенных значений и представлений в рамках определенной культуры. Он является частью общей культуры и языка и отражает специфические особенности культуры, ее историю, традиции, менталитет и образ жизни» [22, с. 21].Происхождение культурного кода можно отследить до самых ранних форм человеческой деятельности, таких как религиозные ритуалы и символы. В ходе исторического развития человечества культурные коды стали все более сложными и разветвленными. Они выражаются в различных формах, таких как литература, искусство, музыка, философия и т. д.Культурные коды играют важную роль в диалектной фразеологии, поскольку диалектные выражения и идиомы отражают специфические особенности культуры и менталитета определенной группы людей или региона. Они могут включать в себя множество культурных кодов, таких как образы, символы, стереотипы и традиции, которые передают определенные представления и ценности [25, c.188-196].Таким образом, понимание происхождения культурного кода и его роли в формировании диалектной фразеологии позволяет лучше понимать культурные особенности и традиции различных регионов и народов. Эти фразеологические единицы имеют уникальное значение, которое могут понять только те, кто знаком с местной культурой и диалектом.