Особенности художественной реализации темы человека природа произведений Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба»
Введение
Прозе Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), одного из крупнейших писателей второй половине ХХ века, посвящен достаточно обширный корпус научных работ, большая часть которых появилась в 80-е годы прошлого столетия. В них освящены биография и творческий путь Виктора Петровича [Яновский 1982; Ершов 1984; Гуцало 1990; Муравьева 1997; Лейдерман 2001], рассматриваются различные аспекты его художественного наследия [Залыгин 1982; Бодрова 1985; Лапченко 1985; Большев 1986; Овчаренко 1986; Гончаров 1987; Сурганов1987; Хоппе 1987; Чеканова 1997 и другие], поэтика отдельных произведений[Ивлев 1982; Тяпугина 1986; Хрящева 1987; Вахитова 1988; Чередниково 1988; Смирнова 1994; Лийдерман 2005 и другие], анализируется проблемы традиций и новаторства в его творчестве [Хрящева 1987; Сигов 1991; Логинов 1994; Смирнова 1994; Роговер 2000 и другие]. Многочисленные рецензии, которыми сопровождались публикации астафьевских произведений. В целом критики относились к писателю доброжелательно, хотя положительные оценки зачастую сопровождались сетованиями по поводу «автобиографичности» и «традиционности» его прозы [Камянов 1972; Золотусский 1986; Тяпугина 1986 и другие].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………………...7
1 ТВОРЧЕСТВО В. АСТАФЬЕВА В КОНТЕКСТЕ «ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ» …………………………………………………….................................10
1.1 Феномен «деревенской прозы» в русской литературе второй половины ХХ века…......................................................................................................................10
1.2 Экологическая направленность творчества Виктора Астафьева…………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….25
2 ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОЗНАННОСТЬ В ПОВЕСТВОВАНИИ В РАССКАЗАХ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» …..27
2.1 «Царь-рыба» как произведение натурфилософского плана………………27
2.2 Концепция духовного взаимодействия человека и природы……………..34
2.2.1 Смысловое наполнение эпиграфов к «Царь Рыбе» ……………………..34
2.2.2 Система персонажей и характер конфликта……………………………..37
2.2.3 Притчевое начало в рассказе «Царь- рыба» ……………………………..56
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………………..65
Список используемых источников
Агеносов В.В. Человек в мироздании в лирико-философском романе В. Астафьева «Царь-рыба» //Агеносов В.В. Советский философский роман. — М.: Высшая школа 1989 — с. 46— 80.
Акимов В.М. от Блока до Солженицына: Судьбы русской литературы ХХ века (после 1917) — М.: Наука, 1994. — 304 с.
Ануфриев А.Е. Особенности психологического анализа в рассказах В. Астафьева 60-х годов. // Идейно-стилевое многообразие советской литературы. — М. Республика, 1982. — с. 119—127.
Астафьев В. П. Всему свой час: Сборник статей — м.: Молодая гвардия, 1985. —254 с.
Астафьев В.П. Затеси.— Красноярск: красноярская книжное Издательство 2003. — 688 с.
Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 542 с.
Астафьев В. П. Собрание сочинений в 15 т. Т. 12: Публицистика. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1998. – 608 с.
Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. – М.: Советская Россия,1989. – 668 с.
Астафьев В. П. Ясным ли днём: Повести. Рассказы. —М.: Советская Россия, 1989. – 688 с.
Баевский В.С. История русской литературы ХХ века: Компендиум. –М.: Языки русской культуры, 1999. – 408 с.
Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. — М.: наука, 1983. — 191 с.
Белая Г.А. Литература в зеркале критике. — М.: Советский писатель, 1986.— 365 с.
Бодрова Т.Л. «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева // Принципы изображения характера в советской прозе. — Челябинск: Челябинское книжное издательство, 1985. — с. 52— 66.
Большев А.О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина. — Горький, в 1986 — 16 с.
Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».—М.: Высшая школа, 1988. — 71 с.
Вильчек Л. Пейзаж после жатвы. Деревня глазами публицистики. — М.: Советский писатель, 1988. — 309 с.
Высоцкая В. Человек и природа. По повествованию в рассказах В. Астафьева «Царь- рыба» // Литература. № 24., 2001. С. 14— 15.
Как неоднократно отмечалось исследователями [см., например: Детков, 1988, с. 46; Гуцало, 1990, с. 13; Акимов, 1994, с. 67; Лейдерман, 2001, с. 230, и др. ], В. П. Астафьев в своем мировосприятии опирается на представления о природе, которые являются элементами народной натурфилософии. Эти представления находят свое отражение в фольклорных и мифологических мотивах и образах, которые являются основой поэтики писателя. Среди таких образов можно выделить Солнце, рыбу, реку, цветок, дерево, лес, мать и другие. В результате, мировосприятие Астафьева является целостным и глубоким, и опирается на традиции народа.В рассказе «Уха на Боганиде» описывается жизнь детей Боганиды, которые вынуждены приспосабливаться к суровым условиям северной природы. Они наслаждаются солнечными лучами, которые согревают их, и щупают ладошками прохладную воду Енисея, которая считается целительной и живой. Однако, главным символом пробуждающейся к жизни тундры является Северный цветок - туруханская лилия. Этот красивый цветок с «ярко-красными лепестками и белым донцем, покрытым пыльцой изморози, напоминает сказочный цветущий кактус из далеких заморских стран» [Астафьев, 1982, с. 261]. В описании Астафьева, этот цветок выглядит нежным и теплым на фоне суровой северной природы и символизирует пробуждение жизни в тундре после долгой зимы. Он придает надежду и веру в будущее, что важно для выживания и адаптации к суровым условиям севера.«Аким так ярко запомнил идеальный образ «стойкого цветка тундры», который смог «приручить само солнце», что он остается отдельным от всех других его воспоминаний и никогда не перестает цвести в памяти мужчины. Он связывает это впечатление с красногубым цветком, который он нашел на берегу Нижней Тунгуски» [Астафьев, 1982, с. 262]. Интересно, что в многих культурах образ красной лилии ассоциируется с плодородием и страстной любовью, как в библейской Песни песней. Автор подчеркивает, что дальше на севере, ближе к морю росло много подобных цветков, которые создавали такое яркое зарево после первого теплодува, что слепили всю остальную растительность, а сама земля недели две сияла от своей красоты. Образ красногубого цветка стал для Акима символом поэзии и красоты природы, который навсегда остался живым в его воспоминаниях.