Лингвокультурологический концепт «цвет» в поэзии ХХ века (на материале текстов С.А. Есенина и И. Северянина)

Скачать дипломную работу на тему: Лингвокультурологический концепт «цвет» в поэзии ХХ века (на материале текстов С.А. Есенина и И. Северянина). В которой определено изучение языковых и лингвокультурологических особенностей колоративов в творчестве Сергея Есенина и И.Северянина.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
108 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ 

Цвет – один из наиболее ярких и выразительных элементов поэтического языка, который имеет огромное значение для создания образа и передачи настроения в стихотворении. Лингвокультурология изучает взаимосвязь языка и культуры, в том числе и лингвокультурологические концепты, которые являются отражением культурных ценностей и традиций народа. Изучение языка и культуры – это сложная и многогранная область, которая охватывает различные аспекты человеческой жизни. Одной из наиболее интригующих областей исследований в этой области является изучение языковых и культурных концепций цвета. Концепция цвета была значительной частью человеческой жизни с древних времен. Он использовался для выражения эмоций, идей и культурных ценностей. В двадцатом веке цвет стал важной темой в поэзии, и многие поэты исследовали эту тему в своих работах. Данная работа направлена на изучение лингвокультурологической концепции цвета в поэзии двадцатого века, сосредоточившись на работах двух выдающихся российских поэтов - Сергея Есенина и Игоря Северянина. В работе будет рассмотрено, как эти поэты использовали цвет, чтобы выразить свои идеи, эмоции и культурные ценности, и как их работы отражают лингвистический и культурный контекст своего времени. Работа также выявит роль цвета в развитии русской поэзии в двадцатом веке и в том, как она способствовала формированию национальной литературной традиции. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Лингвистические аспекты изучения колоративов…………………………..6
1.1 Общая характеристика лингвокультурологических концептов…...………6
1.2 Колоративы как фрагмент языковой картины мира………………………..8
1.3 Основные теоретические подходы к определению цвета………………...11
1.4 Основные, оттеночные и косвенные цветовызывания……………………13
1.5 Роль цвета в поэзии………………………………………………………….14
2. Колоративная лексика в поэзии С.А. Есенина……………………………...18
2.1 Количественные характеристики цветообозначений как один из методов лингвистического анализа творчества С.А. Есенин……………………….....19
2.2 Выявление частотных наименований в поэзии Сергея Есенина…………21
2.3Анализ цветовой лексики в поэзии С. Есенина относительно морфологической принадлежности…………………………………………….21
2.4 Лингвистический анализ частотных цветов в поэзии С.Есенина………..23
2.5 Особенности идиостиля автора……………………………………………..25
2.6 Взаимосвязь цвета и эмоциональной окраски стихотворения С.А.Есенина……………………………………………………………………...26
3 Колоративная лексика в поэзии Игоря Северянина…………………………30
3.1 Общая характеристика лирики И. Северянина…………………………….36
3.2 Игорь Северянин и его особенный подход к цветообозначениям……….38
3.3 Символика цветов в поэзии Игоря Северянина…………………………...39
3.4 Отражение эмоций через цветовые образы в стихах Северянина……….40
3.5 Особенности лингвокультурологического анализа поэтических текстов И.Северянина…………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...49

Список использованных источников
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М.: Наука, 1974. – 367 с.
Арапов М. Лингвистическое путешествие в страну цвета // Знание – сила. _ 1986. - № 5. С. 36 – 39 с.
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: Наука, 1975. – 288 с.
Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – С.201 – 210 с.
Брагина А.А. Цветовые определения и формирования новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М.: Наука, 1972. – С. 73 – 104 с.
Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте: На материале цветообозначений в языках различных систем. – М.: Наука, 1987. – 138 с.
Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т.Г.Винокур. – М.: Высшая школа, 1991. – 447 с.
Есенин С. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 1. – М.: Современник. 478 с.
Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1986. – 262 с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 1984. – 284 с.
Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета // Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: МГУ, 1997. – С.205 – 213 с.
Почхуа Р.Г. Лингвоспектр русской поэзии ХVIII – ХХ вв. (Состав и частотность). – Тбилиси: Тбил. ун-т., 1977. – 152 с.
Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Современник, 1985. – 253 с.
Соколова Л.Ф. Колоративная лексика в поэзии С.Есенина // Учёные записки Свердловского пед. ин-та. Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. – Шадринск, 1971. – Сб. 161. – С. 132 – 163 с.
Соловьёв С.М. Цвет, число и русская словесность // Знание – сила. – 1971. - № 1. С. 54 – 57 с.
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Язык. Система и языковая деятельность. – Л., 1975. – С. 30 – 38 с.

Сергей Александрович Есенин - один из самых выдающихся русских поэтов двадцатого века. Его работы характеризуются уникальным стилем, который сочетает в себе традиционную русскую поэзию с модернистскими методами. Одним из наиболее важных аспектов поэзии Есенина является использование цветовой символики. В этой работе мы рассмотрим концепцию цвета в поэзии С.А.Есенина и проанализируем ее лингвистическое и культурное значение.Красный цвет является одним из наиболее часто используемых цветов в поэзии Сергея Есенина. Это символ страсти, любви и жизни. В стихотворении «Алый цветок» цвет красный используется для описания красоты и страсти молодой девушки. Стихотворение представляет собой метафору для мимолетной природы молодости и красоты, а цвет красный используется для символизации интенсивности жизни.Еще один цвет, часто используемый в поэзии С.А.Есенина - зеленый. Зеленый - символ природы, роста и обновления. В стихотворении «Зеленый дуб» Сергей Есенин описывает красоту молодого дуба и его связь с природой. Зеленый цвет используется для представления жизненной силы и роста дерева, а также его связи с природой.Белый цвет также широко используется в поэзии С.А.Есенина. Белый - символ чистоты, невиновности и надежды. В стихотворении «Белая ночь» поэт  описывает красоту летней ночи и надежду, которую она принесет. Белый цвет используется, чтобы символизировать чистоту и невиновность ночи, а также надежду, которую она принесет на будущее.В дополнение к этим цветам, автор также использует черный, синий и желтый в своей поэзии. Черный - символ смерти, печали и отчаяния. В стихотворении «Чернокожие» Сергей Есенин описывает боль и страдания чернокожих и его борьбу за свободу. Черный цвет используется, чтобы символизировать тьму и отчаяние его ситуации.Синий - символ грусти, меланхолии и ностальгии. В стихотворении «Голубое расстояние» Сергей Есенин описывает грусть и тоску, которую он чувствует к своей родине. Синий цвет используется, чтобы символизировать расстояние и отделение, которое он чувствует от своей родины.