Компетентностные модели лидерства в системе государственной службы и в бизнесе
Введение
Исследование лидерства долгое время является объектом научного и практического интереса. Его изучают социологи, специалисты в области менеджмента, психологи, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов формирования до сих пор не существует. Как социальное явление лидерство сопровождает человечество на протяжении его существования. Лидеры оказывают колоссальное влияние на процессы самоорганизации коллектива, формированию норм и ценностей в коллективе.Теоретическую основу курсовой работы составляют научные работы психолога магистра менеджмента Авдеева П.С., Степновой Л.А. доктора психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук РАНХиГС.Цель исследования.В условиях запроса российского общества на инновационную экономику и импортозамещение актуальность приобретает выявление и развитие лидеров на ранних этапах, проблема развития лидерства, а также структурирование единых методов развития лидерских компетенций.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Раздел I. Теоретические подходы к исследованию лидерства…………..5
1.1. Основные теории лидерства: поведенческая, ситуативная и другие гендерные аспекты………………………………………………………………..6
1.2. Компетентностный подход к изучению лидерства………………...19
Раздел II. Компетентностные модели лидерства в системе государственной службы и в бизнесе…………………………………………..28
2.1. Модели профессиональных компетенций работников государственного и муниципального управления……………………………..27
2.2. Стратегии лидерства в российских и зарубежных компаниях…….50
Раздел III. Эмпирический анализ представления россиян о лидерских компетенциях…………………………………………………………………….57
3.1. Оценка россиянами компетенций современного руководителя…..58
3.2. Современные технологии развития лидерских компетенций……..63
Библиографический список………………………………………………73
Список литературы
Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин (перевод Ян Хин-шуна) – М.: Мысль. 1972
(Journals of R. Emerson with Annotations. Vol. 8. Boston, 1912. p. 135.)(Woods F. A. The Influence of monarchs. Vol. 11. N.Y., 1913.)(Borgatta E. Some Findings Relevant to a Great Man Theory of Leadership // American Sociological Review. Vol. 19. 1954. pp. 755-759)(Плеханов, Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 2. — М., 1956, — 300–334 с.
(Donald Markwell, “Instincts to Lead”: On Leadership, Peace, and Education, Connor Court: Australia, 2013.)
(Cattel R., Stice G. Four Formulae for Selecting Leaders on the Basis of Personality // Human Relations. Vol. 7. 1954. pp. 493-507)(Майерс Д. Социальная психология / пер. З. Замчук. — СПб.: Питер, 2013.)(Беннис У. Лидеры: пер. с англ. — СПб.: Сильван, 1995.)
(Авдеев П. Современный взгляд на формирование стилей лидерства в организации // Перспективы мировой экономики в условиях неопределенности: материалы научно-практических конференций ВАВТ (Москва, апрель 2013 г.) / Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М.: ВАВТ, 2013. (Сборник статей студентов и аспирантов; Вып. 51)
(Zaccaro S. J. “Trait-based perspectives of leadership”. American Psychologist, Vol. 62, Illinois. 2007. pp. 6–16.)
(Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учереждениях. — М.: 1993. — 94 c.)((Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7824 (дата обращения: 02.06.2022)
(Stogdill R. Handbook of leadership: a survey of theory and research. — N.Y.: The Free Press, 1974)
(Авдеев П.С. Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6566)(Азизес И. У.
Международный опыт административных преобразований был использован и Россией в рамках проведения административной реформы. При этом не стоит забывать и о ситуации, сформировавшейся в процессе исторического развития отечественной системы управления.В качестве универсальной методики оценки качества государственного управления часто выдвигаются разработки Института Всемирного банка, в том числе эти разработки сыграли существенную роль в научном осмыслении проблем реализации административной реформы в России.Представительством Института Всемирного банка был подготовлен материал для Министерства экономического развития и торговли РФ под названием «Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления» [28]. Показатели, представленные в данном материале, изложены ниже. Речь идет, в частности, о таких показателях, как восприятие населением качества предоставляемых государственных услуг; восприятие престижа государственной службы; соотношение уровней оплаты труда в государственном и частном секторе по ключевым должностям.Кроме того, можно выделить показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS). Он характеризуется набором из шести индексов, характеризующих государственное управление. Некоторые из этих индексов приведены ниже. Эффективность правительства отражает качество государственных услуг, качество бюрократии, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством. Качество законодательства связано с проводимой политикой. С помощью него измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.