Игра в шахматы как средство развития логического мышления старших дошкольников
Введение
Актуальность исследования. В ряду насущных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным обществом, на одно из ведущих мест в последние годы выдвигается проблема плавного и безболезненного перехода от дошкольного воспитания к школьному обучению. Сегодня на первое место выдвигается задача интеллектуального всестороннего развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками.Учеными доказано, что дошкольное детство является сенситивным периодом для становления умственных способностей ребенка. Если в этот период способности по каким-то причинам не развивались, то дальнейшее развитие ребенка происходит менее благоприятным образом. Позднее, «большинство вовремя не развитых способностей уже очень трудно компенсировать, а иногда и просто невозможно» [3, С.34].По мнению отечественных и зарубежных психологов, развитие мышления является одними из важнейших показателей уровня психического развития ребенка в целом и его готовности к школьному обучению.В период дошкольного возраста развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление, которое предполагает сформированность таких мыслительных операций как обобщение, сравнение, абстрагирование и классификация, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность рассуждать.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического МЫШЛЕНИЯ старших дошкольников…………………..8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления старших дошкольников………………………………………..……………… 8
1.2 Особенности развития логического мышления старших дошкольников на основе игры в шахматы………………………………………………..…..19
Выводы по 1 главе30
Глава 2. Опытно-Практическая работа по развитию логического мышления старших дошкольников
1 Разработка цикла занятий по развитию логического мышления старших дошкольников на основе игры в шахматы………………………………….
2.2 Сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по развитию логического мышления старших дошкольников на основе игры в шахматы46
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….51
Заключение ………………………...……………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …… 57
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС КонсультантПлюс
Абрамов С.П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С.П. Абрамов, В.Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2019. – 178 с.
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М.: Просвещение, 2019. – 65 с.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. – М.: НИЦ ИНФРА-М., 2022. – 300 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2018. - 398 с.
Божедонова, А.П. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством робототехники / А.П. Божедонова, А.Н. Лаврентьева // The Scientific Heritage. – 2021. – № 66-4 (66). – С. 21-22.
Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. - №6. – С.223-228.
Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 221-224.
Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил утверждать, что развитие логического мышления у детей дошкольного возраста и формирование готовности педагогов к данному процессу является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики.Проблема развития логического мышления дошкольников рассматривается в аспектах интеллектуального развития детей, обогащения и изменения математической подготовки дошкольников, преемственности обучения и развития в детском саду и в школе.Мышление – опосредованное, обобщенное отражение существенных характеристик действительности посредством логических операций с понятиями.В дошкольном возрасте осуществляется переход на уровень словесно-логического мышления, совершенствование форм мышления (понятий, суждений, умозаключений) и логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации); освоение ряда представлений в области логики (по ряду Программ и методических разработок) и умений оперировать представлениями об окружающем мире.Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям развитие и совершенствование логического мышления осуществляется более интенсивно к старшему дошкольному возрасту, однако оно базируется на совершенствовании и перестройке чувственной формы познания, интериоризации практических действий, которые совершенствуются на протяжении всего дошкольного возраста.Условиями развития логического мышления детей дошкольного возраста являются: формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций, сочетание практических действий с познанием, ведущая роль взрослого, постановка ребенка в субъектную позицию, развитие различных логических операций, использование вариативных методов и приемов.Согласно психолого-педагогическим исследованиям одним из значимых условий развития логического мышления может являться ведущая роль взрослого, включающая определенные педагогические условия развития дошкольников, конструирование и реализацию педагогического процесса в группе ДОУ.