Разработка программ социальной работы с детьми с ОВЗ в условиях социального центра
Введение
Актуальность исследования. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.По данным ООН, в мире насчитывается примерно 150 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/25 часть жителей нашей планеты (из них около 60 миллионов детей с ограниченными возможностями).Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ……………….……… 6
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями в трудах отечественных и зарубежных ученых …………………………………..………6
1.2 Основные направления социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..31
1.3 Опыт социальной работы с детьми с овз в условиях социальных центров..40Выводы по 1 главе………………………………………………………...44
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра………………..45
Изучение опыта социальной работы в условиях ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» Анализ социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района»……...45
2.2 Программа социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, разработанная на базе ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» ……. 61
2.3 Рекомендации по реализации программы социальной работы с детьми с овз в условиях выбранного вами центра…………...………. 68.
Выводы по 2 главе 70
Заключение71
Список литературы 74 Приложения 77
Список литературы
1. Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, - Москва : «Nota Bene», 2008.- 640 с.
2. Антонова Л.Н., Котова А.И., Кошман С.Н., Марченко В.П. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области. Доклад в Министерстве образования МО, 16.06.2008 г.
3. Бурдина, Г.С. Новая модель работы с семьей / Г.С. Бурдина // Социальная работа. - 2007. - №4. - С.44-45
4. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001.- 265 с.
5. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. - 2009. - № 3. – С. 8-11
6. Ю.В. Василькова. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
7. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
8. Галагузова М.А "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)" : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова. – Москва : Гуманит : ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
9. Основы социального управления [Текст]: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. – Москва : Высшая школа, 2011. –271 с.
10. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. – Москва.: Юриспруденция, 2002. - 256 с.
Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.Благотворительные организации, включая общество Красного Креста – материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации – снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.