Основные направления повышения инвестиционной привлекательности региона с учетом международной практики (на примере Липецкой области)
ВВЕДЕНИЕ
Историко-культурные и социально-экономические различия в развитии регионов России стали предпосылками к сдерживанию повышения конкурентоспособности субъектов и государства в целом. Современная региональная карта Российской Федерации характеризуется разноликостью как по степени хозяйственного освоения территорий, так и по уровню социально-экономического развития.
Внутригосударственные факторы, а также глобальные вызовы российской экономике в виде международных санкций способствуют тому, что современные учёные и эксперты актуализируют внимание к совершенствованию системы регионального управления. Это во многом определяется объективной тенденцией децентрализации экономического управления, связанного не только с действием правовых норм государства федеративного типа, но и, в целях повышения инвестиционной привлекательности российских регионов, с необходимостью более полно и эффективно реализовать механизмы экономического роста, свойственные именно региональному звену российской
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКИ) 7
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее определяющие 7
1.2 Виды региональных инвестиций и условия их осуществления 13
1.3 Методы и инструменты управления инвестиционной привлекательностью региона 22
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКИ) 29
2.1 Методы государственной поддержки обеспечения инвестиционной привлекательности региона 29
2.2 Анализ методических подходов оценки инвестиционной привлекательности региона 40
2.3 Система показателей оценки инвестиционной привлекательности региона 49
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 55
3.1 Актуальные вопросы государственной поддержки дальнейшего развития региональной инвестиционной политики 55
3.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона 69
3.3 Основные направления совершенствования региональной инвестиционной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Закон Липецкой области от 25.02.1997 года N 59-ОЗ (с изменения-ми на 29 сентября 2022 года) «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» // СПС «Консультант плюс»
2. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
3. Закон Липецкой области от 29.09.2004 года N 127-ОЗ (в ред. Закона Липецкой области от 15.12.2015 N 470-ОЗ) «О залоговом фонде Липецкой области» // СПС «Консультант плюс»
4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СПС «Консультант плюс»
5. Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"» // СПС «Консультант плюс»
6. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"» // СПС «Консультант плюс»
7. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» // СПС «Консультант плюс»
8. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осу-ществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности гос-ударства» // СПС «Консультант плюс»
9. Федеральный закон от 27.07.2010 N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» // СПС «Консультант плюс»
10. Закон Липецкой области от 15.06.2015 N 418-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» // СПС «Консультант плюс»
11. Федеральный закон от 13.07.2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
12. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 03.10.2022) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» // СПС «Консультант плюс»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2022 N 753 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов» // СПС «Консультант плюс»
14. Федеральный зак
Практически для всех регионов наиболее важным вопросом инвестици-онной политики является обеспечение источников финансирования. Теоретически существует множество возможностей для привлечения необходимых средств для реализации региональных инвестиционных проектов. Однако лишь некоторые из них в настоящее время способны играть значительную роль в инвестиционном процессе. Бюджеты большинства муниципалитетов в Российской Федерации остаются ограниченными, пожалуй, наиболее реальным источником финансирования являются собственные средства региональных бюджетов. Когда речь идет о крупномасштабных источниках капиталовложений в регионы, то, в первую очередь, можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако следует отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен, что обусловлено целым рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы га-рантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защита личных и имущественных прав инвесторов - вот лишь некоторые из причин, по кото-рым иностранные инвесторы неохотно вкладывают деньги в российскую эко-номику, особенно в развитие экономики регионов.
Основная задача региональных органов власти в реализации политики привлечения инвестиций состоит в создании благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию существующих предприятий и организаций, привлечению новых инвесторов. При этом для территорий, не имеющих ярко выраженных конкурентных преимуществ, не стоит направлять усилия на привлечение крупных российских и зарубежных