Экологический код повествования в рассказах Виктора Астафьева «Царь-рыба»
Введение
Прозе Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), одного из крупнейших писателей второй половине ХХ века, посвящен достаточно обширный корпус научных работ, большая часть которых появилась в 80-е годы прошлого столетия. В них освящены биография и творческий путь Виктора Петровича [Яновский 1982; Ершов 1984; Гуцало 1990; Муравьева 1997; Лейдерман 2001], рассматриваются различные аспекты его художественного наследия [Залыгин 1982; Бодрова 1985; Лапченко 1985; Большев 1986; Овчаренко 1986; Гончаров 1987; Сурганов1987; Хоппе 1987; Чеканова 1997 и другие], поэтика отдельных произведений[Ивлев 1982; Тяпугина 1986; Хрящева 1987; Вахитова 1988; Чередниково 1988; Смирнова 1994; Лийдерман 2005 и другие], анализируется проблемы традиций и новаторства в его творчестве [Хрящева 1987; Сигов 1991; Логинов 1994; Смирнова 1994; Роговер 2000 и другие]. Многочисленные рецензии, которыми сопровождались публикации астафьевских произведений. В целом критики относились к писателю доброжелательно, хотя положительные оценки зачастую сопровождались сетованиями по поводу «автобиографичности» и «традиционности» его прозы [Камянов 1972; Золотусский 1986; Тяпугина 1986 и другие].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………………...6
1 ТВОРЧЕСТВО В. АСТАФЬЕВА В КОНТЕКСТЕ «ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗЫ» ……………………………………………………...................................9
1.1 Феномен «деревенской прозы» в русской литературе второй половины ХХ века…........................................................................................................................9
1.2 Экологическая направленность творчества Виктора Астафьева…………16
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….25
2 ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОЗНАННОСТЬ В ПОВЕСТВОВАНИИ В РАССКАЗАХ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» ……26
2.1 «Царь-рыба» как произведение натурфилософского плана………………26
2.2 Концепция духовного взаимодействия человека и природы……………..34
2.2.1 Смысловое наполнение эпиграфов к «Царь Рыбе» ……………………..34
2.2.2 Система персонажей и характер конфликта……………………………..37
2.2.3 Притчевое начало в рассказе «Царь- рыба» ……………………………..55
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………………..67
Список используемых источников
Агеносов, В. В. Человек в мироздании в лирико-философском романе В. Астафьева «Царь-рыба» [Текст] / В. В. Агеносов // Советский философский роман. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 46–80.
Акимов, В. М. от Блока до Солженицына [Текст]: cудьбы русской литературы ХХ века (после 1917) / В. М. Акимов. — М.: Наука, 1994. — 304 с.
Акимов, Владимир Михайлович. От Блока до Солженицына: судьбы рус. лит. XX в. (после 1917 г.) [Текст]: новый конспект-путеводитель: [пособие для старшеклассников и поступающих в вузы] / В. М. Акимов. – Санкт-Петербург. гос. акад. культуры. – [Переизд.]. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 1994. – 163, [1] с.; 21 см.
Ануфриев, А. Е. Особенности психологического анализа в рассказах В. Астафьева 60-х годов [Текст] / А. Е. Ануфриев // Идейно-стилевое многообразие советской литературы. — М.: Республика, 1982. — С. 119—127.
Астафьев, В. П. Всему свой час [Текст]: сборник статей / В. П. Астафьев. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 254 с.
Астафьев, Виктор Петрович. Затеси [Текст] / Виктор Петрович Астафьев. – [Красноярск]: Вся Сибирь: Краснояр. кн. изд-во, 2003. – 686, [2] с.
Астафьев, В. П. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т.1. Стародуб; Перевал; Звездопад: [Повести]; Пастушка и пастух: [Совр. Пастораль]; Печальный детектив: [Роман] / В. П. Астафьев. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 542 с.: ил.
Астафьев, В. П. Собрание сочинений [Текст]. В 15 т. Т. 12. Публицистика / В. П. Астафьев. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1998. – 608 с.
Астафьев, В. П. Царь-рыба [Текст]: [Повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. – М.: Советская Россия,1989. – 668 с.
Астафьев, В. П. Ясным ли днём [Текст]: [Повести. Рассказы] / В. П. Астафьев. —М.: Советская Россия, 1989. – 688 с.
Баевский, В. С. История русской литературы ХХ века [Текст]: Компендиум. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 408 с.
Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы [Текст] / В. П. Астафьев. — М.: Наука, 1983. — 191 с.
Изучением специальных работ, исследований по истории русской литературы второй половине ХХ века, анализ художественных текстов, знаковых для литературного процесса 1950–1980-х годов, позволили нам сделать следующие выводы. К 1960-м годам в отечественной литературе сформировались три основные течения (их поддерживал «Новый мир», возглавляемый Твардовским): военная проза, городская и деревенская. Последняя, историческими корнями уходящая в литературу конца ХVIII–ХIХ веков, заявила о себе в 1950-е. Своеобразная точка отсчета деревенской прозы – это публицистика Овечкина (1952 – 1956), с нею правда о деревне проникла в литературу советского периода. Наряду с новой публицистикой формировалась новая ветвь художественного исследования проблем деревни (книги Тендрякова, Воронина, Залыгина, Яшина). Во второй половине 50-х годов «деревенская проза» – едва ли не самая значительная часть советской литературы. Через десять лет она обогатится прозой Абрамова, Белова, Шукшина, Носова, Распутина, Астафьева. Период с 1964 по началу 1980-х годов – классический этап в развитии «деревенской прозы». Выходят «Прощание с Матёрой» Распутина, «Царь- рыба» Астафьева, «Дом» Абрамова, «Лад» Белова, свидетельствующие, что деревенская проза переросла в «онтологическую»: «деревенщики» ставили универсальные вопросы о смысле жизни и смерти, ценности бытия, о взаимоотношении человека и природы. Весомый вклад в художественное осмысление этих проблем внес Астафьев. Определяющими для его творчества являются темы войны и деревни. В основе обеих – личный опыт писателя. Критики справедливо отмечают автобиографичность, исповедальность его прозы, ее тяготение к сложным проблемам бытия, связь с натурфилософской прозой Тургенева, Аксакова, Пришвина. Действительно, в «Последнем поклоне», «Царь-рыбе» и других произведений Астафьева, он утверждает интуитивную, нерациональную связь человека с природным миром, отмечает нравственные и духовные потери, происходящее в случае разрыва этой связи.