Психологические особенности девиантных и делинквентных подростков – воспитанников приемника – распределителя

Скачать дипломную работу на тему: Психологические особенности девиантных и делинквентных подростков – воспитанников приемника – распределителя. В которой определен способ воспитания несовершеннолетних, как средство предупреждения ими преступлений в дальнейшем. Изучены особенности проявления девиантного поведения у подростков.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
29.12.2024
Объем файла
150 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни.Актуальность темы исследования: состоит в том, что в настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного и делинквентного поведения, в том числе у подростков. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Работа предполагает рассмотреть и найти ответы на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее, далее рассмотреть причину делинквентного поведения у несовершеннолетних, как социальную проблему, объяснить причины, условия и факторы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ И ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЕМНИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ……………………………………………………………..7
1.1 Определение девиантного и делинквентного поведения у подростков…...7
1.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков……..……11
1.3 Девиантные и делинквентные явления в жизни подростка….……..…….17
1.4 Основные формы девиантного поведения в подростковом возрасте…….29
1.5 Формы предупреждения девиантного поведения подростков…….…….. 35
Выводы по главе I …………………………………………………………….....42
РАЗДЕЛ II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ И ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ПРИЕМНИКА-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ …………………44
2.1 Характеристика групп испытуемых………………………………………..44
2.2 Организация и проведение исследования………………………………….44
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования с помощью математической статистики…………………………………………………….48
Выводы по главе II…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…

Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2001.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.
3. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
4.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.
5. Басов М. Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975.
6. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр "Академия".
7. Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.
8. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
9. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.
11. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.
12. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997.
13. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Психологическая наука и образование №1, 1997.
14. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1998. № 5.
15. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. -- Свердловск, 1988.
16. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с.
17. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987.
18. Зернов Д.Н. Критическим очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо// Криминология. - М., 1991. - С.52.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство другого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий. Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы - отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение пред­ставителей других классов, особенно низших -отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления. Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные, или делинквентные поступки, группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается по­вышенной активностью, но вследствие социальной незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и зависимость личности от общества. Социологи, установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем а) чаще с ними сталкивается, б) моложе его возраст.