Художественный текст как средство формирования осмысленного чтения младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития цивилизации в нашем обществе особую актуальность обретает вопрос навыков смыслового чтения. Наблюдается переизбыток количества доступной информации в самом разнообразном виде, при том, что ее качество не всегда отвечает потребностям общества в целом и отдельно взятой личности в частности. Появляется тенденция бездумного усвоения любой информации, попадающей в поле зрения человека. В таких условиях перед системой образования поставлена цель обучить и воспитать граждан духовно развитых, способных адаптироваться под быстрые изменения окружающего мира. Для достижения данной цели людям необходимо уметь полноценно воспринимать, извлекать и осмысливать информацию, содержащуюся во всевозможных источниках, от статей в ежедневных газетах до фундаментальной художественной литературы. Чтение оказывает сильное воздействие на личность, «чтение - вот лучшее учение!» (Пушкин А.С.). Чтение развивает, воспитывает душевные качества, формирует отношение к нравственным ценностям. Роль чтения в развитии личности очень велика.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................7
1.1. Возрастные особенности восприятия и понимания художественного текста младшими школьниками......................................................................................7
1.2. Понятие навыков смыслового чтения, представленное в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.........................................................................................................14
1.3. Методы и приемы формирования сознательности чтения у младших школьников……………………………………………………………...….........22
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ТЕКСТА В ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ………………………………………..................................33
2.1. Методика анализа текста в программе «Школа России» ……………......33
2.2. Описание опыта использования заданий, направленных на формирование осмысленного чтения...........................................................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................……...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «смысловой анализ текста».…………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Умение работать с текстами………………………………63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Азимов Э. Г. Словарь методических терминов / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 2019. – 472с.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой. – М.: Просвещение 2017, - 263 с.
3.Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письмав процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm4.Беленькая Л. И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет / Л. И. Беленькая. – М.: Просвещение, 2019. – 167 с.
5.Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 2020. - №3, - с. 12-19.
6.Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, – М.: Педагогика, 2021. – 215 с.
7.Воюшина М. П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы / М. П. Воюшина – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2019. – 176 с.
8.Воюшина М. П. Анализ художественного произведения / М. П. Воюшина // Начальная школа. – 2019. - № 5.- С. 16-20.
9. Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений / В. Н. Граблева // Начальная школа.– 2021. - № 11.- С.19-25.
10.Граник Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 2021.- 236 с.
11.Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 2019 г. - №1. - с. 33 -38.
12.Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь. Журнал «Начальная школя» №1/2021 год.
13.Козырева А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. – 2022. - № 3. - С. 67-68.
14.Корепова К.Н. Вопросы сюжета и композиции / К. Н. Корепова.- Горьковский ГУ, 2022.- 107 с.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы .Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении как средстве познания мира и самопознания. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного .