Особенности развития коммуникативной толерантности в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время проблема развития коммуникативной толерантности является очень значимой не только для России, но и для мира в целом. Чтобы достичь решения данного вопроса необходимо правильно донести до общественных масс и их сознания мысль о том, абсолютно различные точки зрения и мнения, религиозные направления и течения, культурные ценности и поведенческие характеристики имеют право на свое законное существование [11]. Человек, отличающийся от нас какими-либо характеристиками не должен попадать в черный список, а группа людей с противоположными интересами не должна становится врагами. Уметь уважительно относиться и ценить человеческие жизни с их поведением, обычаями, чувствами, ценностями, принципами, верованиями, мнениями и идеями – вот к чему нужно стремиться. Ведь именно толерантность может стать тем самым ключом к лучшей жизни, жизни, которую заслужил каждый из нас.
На сегодняшний день одной из самых важных психически значимых задач, стоящих перед наш
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности в юношеском возрасте .7
1.2 Толерантность как психологическое явление 17
1.3 Структурные компоненты коммуникативной толерантности в юношеском возрасте… 22
Резюме 27
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1 Особенности коммуникативной толерантности в юношеском возрасте 33
3.2 Программа «Развитие коммуникативной толерантности в юношеском возрасте»… .41
3.3 Динамика развития особенности коммуникативной толерантности в юношеском возрасте…….44
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ..59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаренко, С.А. Топология социальных различий и проблема толерантности/С.А. Азаренко//Толерантность в обществе различий. - Екатеринбург, 2017. - С. 70-83.
Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 2016. – С.376.
Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научно-методических статей.- М.: МПСУ, 2019. - 74-83 c.
Балданова, Е.А. Развитие коммуникативной толерантности студентов технического вуза средствами иностранного языка: дис. канд. пед. наук:13.00.01/Евгения Анатольевна Балданова.- УланУдэ, 2018. - 219 c.
Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. - СПб.: СПбМАПО, 2018. – 24 c.
Борытко, Н.М., Сергеева Н.К. Воспитание толерантности: взаимодействие различий: сб. науч. и методич. тр./Н. К. Сергеева, Н.М. Борытко.-Волгоград: ВГИПК РО, 2019. – 96 c.
Валитова, Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. канд. филос. Наук:09.00.05./Валитова Радмира Рустемовна. - М., 2019. – 20 c.
Гаюрова, Ю.А. Толерантность: психологический и филосовский анализ феномена /Ю.А. Гаюрова//Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных наук.- Екатеринбург, 2020. – С.90-102.
Гершунекий, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/Б.С. Гершунский//Педагогика. - 2018. - №7. - С. 3-12.
Гребенец, Е.С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Е.С. Гребенец. - М., 2019. – 20 с.
Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности/И.Б. Гриншпун//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч-методич. статей. - М., 2019. - С. 31-40.
Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. канд. пед. наук. Киров. - 2019. – 2
При этом автор выделяет следующие 5 компонентов коммуникативной толерантности [4]:
- мотивационный;
- когнитивный;
- поведенческий;
- ценностно-смысловой
- эмоционально-волевой.
Е.Ю. Клепцова в своей монографии «Психология и педагогика толерантности» рассматривает коммуникативную толерантность как синтез 4-х компонентов: когнитивного, конативного, эмоционально-волевого и мотивационно-ценностного [18].
Е.С. Гребенец, исследуя коммуникативную толерантность старшеклассников, выделяет в ней 3 компонента:
- мотивационно-ценностный (объединяет в себе мотивы, потребности, ценности, отношения, которые регулируют толерантное поведение);
- когнитивный (представляет собой систему знаний о коммуникативной толерантности и культуре общения);
- поведенческий (включает в себя умения и навыки толерантного поведения, выбор оптимального способа о