Определение особенностей развития произвольного внимания у группы студентов второго курса педагогического колледжа
ВВЕДЕНИЕ
Внимание, пожалуй, занимает уникальное положение среди психических явлений. С одной стороны, без внимания невозможна ни одна человеческая деятельность, ни внешняя, ни внутренняя, а с другой стороны, без деятельности человек не может быть просто внимательным. Именно поэтому, ряд исследователей в области психологии, называют внимание сквозным, не самостоятельным процессом.
Без внимания невозможна полноценная продуктивная жизнь человека. Именно оно делает наши психологические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее.
Любой человек, будь то маленький ребенок или взрослый человек не может обойтись без внимания и внимательности. Только у маленьких детей внимание связано с эмоциональной окраской их деятельности, неожиданностью или яркостью воспринимаемого объекта. А у взрослого, по большей части, внимание это сознател
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы развития внимания 6
1.1. Внимание как психический процесс. Подходы к пониманию внимания. Физиологические основы внимания. …………………………6
1.2. Виды внимания, свойства внимания………………………………………13
1.3. Развитие внимания в онтогенезе…………….……………………………..17
2. Особенности произвольного внимания студентов. 26
2.1 Характеристика процедуры и методов исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..34
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения……………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва. Издательство ИНФРА-М., 2014. – 352 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькьн, Д. А. Фарбер; Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
3. Волкова, Н.В. Внимание детей и подростков во время занятий [Текст] / Н.В. Волкова. - М.: Академия, 2004. – 489с.
4. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_ chel-4- istoriya_razvitiya_vysshyh_psih_funkciy.pdf.
5. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://studfile.net/preview/1725460/
6. Губарева, Л.И. Психофизиология. [Текст] / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова, Москва, Гуманит. издат центр «ВЛАДОС», 2007. - 188 с.
7. Джеймс, У.А. Хрестоматия по вниманию [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.psychology-online.net/articles/doc-494.html
8. Добрынин, Н.Ф. Теории воспитания внимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://vuzdoc.org/14530/psihologiya/deyatelnost_vnimanie_razvitie_vnimaniy
9. Домашенко, И.В. Атлас по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.rulit.me/books/atlas-po-psihologii-read-527401-1.html
10. Козловский, О.В. Развитие внимания: 19 простых упражнений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2004/07/15/razvitie_vnimanija
11. Маклаков, А.Г. Общая психология. [Текст] /А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2001. – 592с.:ил. – (Серия «учебник нового века»)
12. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://gks.mybb.ru/viewtopic.php?id=66
13. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия
Следующее свойство – объем внимания. ?Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно? [11, с.368]. Объем внимания – величина практически не поддающаяся тренировке и средний его показатель у людей равен приблизительно семи объектам (7+/-2). Объем внимания тесно связан с объемом восприятия, поэтому в педагогическом процессе нужно так структурировать обучающий материал, чтобы объем внимания учащихся не был перегружен.
Границы между разными свойствами внимания очень условные, они являются сторонами единой психической деятельности. ?В деятельности, которая требует быстрых и согласованных действий, переключение может переходить в распределение, а акт распределения — дополняться и заменяться быстрым переключением внимания? [8].
Таким образом, внимание представлено несколькими видами и обладает определенными свойствами, которые и позволяют р