Алалия как расстройство структурно-семантического оформления высказывания у детей
Введение
Дошкольный возраст – является одним из важных периодов развития ребенка, который характеризуется бурным развитием речевой и интеллектуальной сфер. В работах М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Речь является одной из важнейших структурных единиц развития человека, от уровня владения которой зависит эффективность реализуемых коммуникативных навыков, самореализация и успешность вхождения в социум любого индивида.
Термин «общее недоразвитие речи» впервые был выделен Р.Е.Левиной. К данной категории она отнесла детей с проявлениями системной несформированности всех языковых компонентов речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связной речи, проявляющихся в разной степени выраженности, от полного отсутствия речевой коммуникации, до наличия фразовой речи, оформленной без учета грамматических норм родного языка.
Оглавление
Введение…………………………………………….………..………………….……..……….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения моторной алалии как проявления общего недоразвития речи у детей в специальной литературе…………………………..……….6
1.1. Характеристика моторной алалии как расстройство структурно-семантического оформления высказывания…..……………………………………………… ………….….6
1.2. Характеристика моторной алалии как расстройство структурно-семантического оформления высказывания …………………………………………………………………11
1.3. Основные принципы и методы коррекционного воздействия при тяжелых нарушениях речи…..………………………………………………………..…………..……16
Выводы…………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Методические аспекты экспериментального изучения детей с моторной алалией………………………………………………………………………………………….23
2.1.Методика исследования уровня речевого развития……………………………….…………………………………………………..……23
2.2. Анализ современных технологий коррекции нарушений структурно-семантического оформления высказывания у детей с моторной алалией……………………………………………………………………….…………......…..29
Выводы…………………………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………………….………45
Список научной и учебной литературы…..………………………………………………..47
Официальные сайты и ресурсы сети Интернет……………………………………………………………….………………………50
Список научной и учебной литературы
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / З. Е. Агранович. - Спб., 2001.
Ансимова, Т.В. Об эффективности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова / Т.В. Ансимова, Н.А. Потанина, Е.В. Маслова // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – С. 219-221.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, С. 130.
Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с. — (Высшая школа)
Ворошнина, Л.В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2017. - 158 с.
Галасюк, И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2010. - 862 с.
Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2005.– С. 13-24
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. – М.: Владос, 2012.
Епимахова, В.Д. Развитие словаря у детей дошкольного возраста с моторной алалией на логопедических занятиях: дис. канд. логопед. наук: 44.03.03. – Челябинск, 2019. – 83 с.
Ковшиков В., Экспрессивная алалия и методы ее преодоления – Каро ИПЦ, 2018.
При реализации данного принципа обязательно учитывается актуальный уровень развития познавательной сферы обучаемых.
Принцип социального взаимодействия обеспечивает создание условий для принятия и понимания всех участников образовательного процесса в рамках создания плодотворной обучающей среды и продуктивной работы на гуманистической основе.
Принцип воспитывающего обучения основывается на неразрывности и единстве процессов воспитания и обучения. Воспитание в процессе обучения идет рука об руку с интеллектуальным развитием ребенка, и в его процессе необходимо развивать индивидуальные познавательные способности с учетом интересов обучаемых.