Коррекция памяти детей старшего дошкольного возраста с зпр посредстом игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕВ современной системе образование все больше внимания уделяется проблеме обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Появление обозначенной тенденции обусловлено увеличением количества детей, относящихся к этой категории. Анализируя результаты исследований Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), дают возможность утверждать о том, что в современном обществе условно здоровыми можно считать лишь около 20% детей. У оставшихся 80% детей отмечаются те или иные проблемы со здоровьем и развитием. В настоящее время наиболее распространённым нарушением развития в детском возрасте отмечается задержка психического развития (далее – ЗПР). Опираясь на исследования Министерства образования РФ, необходимо сделать вывод о том, что за последние 10 лет количество детей, страдающих ЗПР, резко увеличилось в 2 раза.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития памяти у детей в онтогенезе 13
1.3 Возможности игровой деятельности в развитии памяти у детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
2.2 Особенности памяти у дошкольников с задержкой психического развития 31
2.3 Обзор коррекционных методик по развитию памяти у детей с задержкой психического развития 34
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
3.1 Методики изучения особенностей развития памяти у дошкольников с задержкой психического развития 41
3.2 Состояние памяти у дошкольников с задержкой психического развития 45
3.3 Содержание коррекционной работы по развитию памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
1. Агафонов, А. Ю. Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ [Текст] / А. Ю. Агафонов // Журнал прикладной психологии. – 2004. – №6. – С. 26-37.
2. Алдошина, И. В. Особенности памяти детей с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Алдошина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Орел : Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2020. – С. 26-28.
3. Бахтигареева,В. М. Развиваем память младших школьников [Текст] / В. М. Бахтигареева // Начальная школа. – 2004. – №10. – С. 78-79.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / В. Н. Белкина. – Москва : Академический проект, 2005. – 256 с.
5. Блонский,П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.
6. Бойко, А. А. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога [Текст] / А. А. Бойко, Т. И. Лях // Научный альманах. – 2016. – № 2-4 (16). – С. 137-140.
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2015. – 160 с.
8. Венгер, Л. А. Психология развития: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах [Текст] / Л. А. Венгер. – Москва : ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
9. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : Международный образовательный и психологический колледж, 2005. – 144 с.
11. Выготский, Л. С. Психология: сб. [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
12. Выготский,Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Психология, 2000. – 219 с.
Располагая определёнными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния. Психический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) представляют собой наиболее лёгкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение (или снижение в ранние сроки постнатального развития) прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей.