Музейная педагогика как средство формирования активной позиции младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Но, в современной педагогической практике начальной школы обнаруживается недостаточность сформированности активной позиции у младших школьников.Объект исследования: процесс формирования активной позиции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Предмет исследования: музейная педагогика как средство формирования активной позиции младших школьников во внеурочной деятельности.Цель исследования: раскрыть возможности музейной педагогики как средства формирования активной позиции младших школьников во внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности с младшими школьниками 3
1.1 Организация деятельности детей. 5
1.2 Особенности школьного музея. 7
1.3 Средства формирования активной позиции младшего школьника. 11
Глава 2. Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе. 17
2.1 Диагностика интереса к музеям у младших школьников. 17
2.2 Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе». 18
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Германова, Н.С. Ознакомление детей с экспонатами краеведческого музея / Н.С. Германова. – М.: Союз, 2008. – 192 с.
Кобцева А.В. Роль музея в патриотическом воспитании молодежи // Образование. Карьера. Общество. 2013. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-molodezhi (дата обращения: 05.04.2023).
Колесникова А.Г. Роль музея в формировании исторического сознания россиян // ИСОМ. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeya-v-formirovanii-istoricheskogo-soznaniya-rossiyan (дата обращения: 05.04.2023).
Кузнецова А.И. Роль музея в воспитательно-образовательном процессе // Образование. Карьера. Общество. 2009. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeya-v-vospitatelno-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 05.04.2023).
Лебедева Н.А. Использование средств музея при обучении курса «Мы и окружающий мир» / Начальная школа. – 2003. - №2 – с 113.
Лиштван, З.В. Внеурочная деятельность начальной школы/ З.В. Лиштван. - М.: Прогресс, 2010. – 214 с.
Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 2012. – 523с.
Никонова А.А. Роль музея в формировании культурной идентичности // ВМ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzeya-v-formirovanii-kulturnoy-identichnosti (дата обращения: 05.04.2023).
Ожгибесова А.И. Роль школьного музея в воспитании учащихся // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkolnogo-muzeya-v-vospitanii-uchaschihsya (дата обращения: 05.04.2023).
Плеханова А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время // Вестник ТГУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-s-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneuchebnoe-vremya (дата обращения: 05.04.2023).
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно задача педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать, а не получать знания, мог приобрести умения и навыки, раскрыл и развил свои природные задатки и способности, нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых, стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию [9].Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой. Всякая деятельность человека, даже если она индивидуальна по своим внешним формам и проявлениям, по своей сущности всегда коллективна, социальна. Об этом говорил еще К. Маркс: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность... Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [1].Г. И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя.