Психолого-педагогические условия развития восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Скачать дипломную работу на тему: Психолого-педагогические условия развития восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В которой определено восприятие младших школьников с умственной отсталостью. Выявлено изучение психолого-педагогических условий развития восприятия младших школьников с умственной отсталостью.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.12.2024
Объем файла
2966 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Восприятие это тот психический процесс, который лежит в основе других психических процессов и от нарушения данного процесса закономерно зависят сложности в реализации таких процессов как воображение, память, мышление.Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей.Восприятие – это процесс формирования индивидуального, отличающегося друг от друга и в то же время цельного представления объекта или явления в целом и взаимосвязи разных характеристик, которые непосредственно воздействуют на органы чувств или систему различных типов [5 с. 490]Как и другие психические процессы, восприятие детей с умственной отсталостью нарушено. Вследствие этого оно обладает такими характеристиками как недиференцированность, фрагментарность, пассивность и отсутствие критичности к воспринимаемому. Скорость процесса восприятия значительно замедленна. Нарушения восприятия у таких детей зависят от степени тяжести умственных нарушений. Поэтому изучение особенностей процесса восприятия у умственно отсталых детей младшего школьного возраста является актуальной задачей.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия младших школьников с умственной отсталостью
1.1 Восприятие как психический процесс
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.3. Особенности развития восприятия младших школьников с умственной отсталостью
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование восприятия младших школьников с умственной отсталостью.
2.1. База, методы и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
2.3. Рекомендации по развитию восприятия младших школьников с умственной отсталостью
Заключение
Библиографический список
Приложения

Список литературы
Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н.А. Александрова. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 2002. – № 6. – С.11-17. – ISSN 0130-3074.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника: учебно-методическое пособие / И.М. Бгажнокова. – Москва: Просвещение, 1987. – 93 с. – Текст: непосредственный.
Бегли, Ш. Как развивается мозг ребенка / Ш. Беглию. – Лос-Анджелес: Итоги, 1998. – 36 с. – Текст: непосредственный.
Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – 2-е изд., перераб. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с. – ISBN 5-87977-027-3. – Текст: непосредственный.
Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – Москва: Просвещение, 1969. – 490с. – Текст: непосредственный.
Вересотская, К.И. Восприятие глубины (третьего измерения) на картинках учащимися вспомогательной школы / К.И. Вересотская. – Текст: электронный // Вопросы психологии глухонемых и умственно-отсталых детей: сборник статей / под ред. Л.В. Занкова, И.И. Данюшевского. – Москва: Учпедгиз, 1940. – С. 123-130. – URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:461012/Source:default (дата обращения: 15.04.2023).
Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. – Москва: Изд-во Академия Педагогических наук РСФСР, 1956. – 519 с. – Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / Л.С. Выготский; Академия педагогических наук РСФСР; Институт психологии. – Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. – 500 с. – Текст: непосредственный.

У школьников с умственной отсталостью наблюдается нарушение способности к обобщению восприятия, в результате чего они замечают только явно выделяющиеся внешние признаки и ограничиваются самыми общими характеристиками объекта, не способны выделить его характерные части, частицы, пропорции и другие особенности строения. Также отмечается снижение остроты зрения, что приводит к потере специфичности образа объекта.Согласно исследованиям И.В. Беляковой[27], А.Р. Лурия[7], В.П. Петровой[27] дети с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс зрительного восприятия этого мира малоактивен [31].Перцептивные и эмоциональные характеристики детской умственной отсталости изучались академией  И.П. Павлова и его школой (о корковом характере процессов восприятия и ощущения, коренным образом меняя представление о сущности развития этих процессов).Если раньше зрительное восприятие рассматривалось как зеркальное изображение, подобно фотографии, как отображение предмета на сетчатке глаза, то после открытия Павлова, зрительный образ рассматривается как комплекс условных отношений.Можно сказать, что ребенок думает не головой, а височной областью коры головного мозга. То, что он слышит, зависит от качества условных связей, образующихся в этой височной области коры головного мозга. Эту важную ценность общей психологии следует хорошо понимать. Часто говорят: видишь, да не понимаешь. Это неправда. Он не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета и размеры, контуры, пока он не научится различать звуки.