Народный фольклор как средство формирования духовно-нравственной сферы дошкольника
Введение
Актуальность темы исследования. Нравственное воспитание личности ребенка является одной из самых важных задач дошкольного образования, ведь в именно этот возраст является активным периодом для познания мира, формирования основ личности, усвоения нравственных и социальных норм поведения в обществе, душа ребенка начинает познавать основы духовно-нравственных ценностей.
Для гармоничного развития личности ребенка в дошкольном возрасте большое значение имеет народное творчество. Устное народное творчество сочетает в себе мудрость, простоту понимания и легкость запоминания. Такие произведения отлично подходят для детей дошкольного возраста, так как обладают психофизиологическими особенностями. Жизненный опыт прошедших веков, передающийся современному ребенку через фольклорные традиции, через устное народное творчество, красит жизнь, упорядочивает ее течение, даёт уроки духовно-нравственных отношений.
В то же время есть противоречие среди высокой значимостью формирования у
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения фольклора в условиях ДОУ как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников 7
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственной сферы дошкольников 7
1.2. Значение использования народного фольклора в условиях ДОУ как средства нравственного воспитания детей 13
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию духовно-нравственной сферы детей среднего дошкольного возраста посредством использования фольклора 26
2.1. Организация и методы исследования, результаты констатирующей диагностики 26
2.2. Содержание формирующего этапа по использованию средств фольклора для духовно-нравственного воспитания дошкольников 40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Список использованной литературы
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014. –128 с.
Ашиков В.И. Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 198 с.Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: дошкольники и мл. школьники: Пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М.: Шк. пресса, 2003. – 142 с.
Богданова О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – Москва: Юрайт, 2019. – 218 с.
Бочарникова Т.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО // Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы VI регионального научно-практического семинара. – 2018. –С. 19-24.
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2016. 80 с.
Бушурова С.А. Фольклор как одно из средств духовно - нравственного воспитания дошкольников // Вопросы педагогики. – 2018. – № 9. – С. 17-20.
Вьюнова Е.Г. Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода // Молодой ученый. – 2022. – № 14 (409). – С. 302-304.
Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2014. – 256 с.
Градусова Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 80 с.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская – Москва: Проспект, 2018. – 480 с.
Гусейнов А.А., Кон И.С. (ред.) Словарь по этике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obucha
Роль этого средства, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство восхищения, невозможно переоценить» [цит. по: 29, c. 57].
С целью выявления того, как применяется воспитательный потенциал фольклора в современных дошкольных образовательных учреждениях, нами был проведен анализ основных образовательных и парциальных программ для дошкольников.
Прежде всего, следует отметить, что в условиях вариативности образования, закрепленной в Законе «Об образовании» для дошкольных учреждений, разработан целый ряд отечественных программ нового поколения. Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные образовательные программы включают в себя все основные виды развития ребенка: умственное, познавательное, речевое, социальное, творческое; способствуют формированию специфич