Психогимнастика как средство развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Среди многих проблем в последние годы активно изучается развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания и социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте Понимание собственных эмоций и эмоционального состояния других людей играет очень важную роль в становлении старшего дошкольника, так как эмоциональный интеллект является центральным элементом в успешной адаптации к новым условиям и успешному решению коммуникативных задач. В настоящее время увеличивается количество дошкольников с низким уровнем эмоционального интеллекта, в связи с тем, что в последние годы снижается
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 13
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПСИХОГИМНАТИКИ
1.1. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………. 21
1.2. Характеристика психогимнастики……………………………... 25
1.3. Возможности психогимнастики в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников…………………………… 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………. 31
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПСИХОГИМНАСТИКИ
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников……………………………………………………. 42
2.2. Проект деятельности педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников с применением психогинастики………………………………….. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Законодательные и нормативные акты и документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 11 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 23.10.22).
Литература:
3. Александров, Ю. И. Основы системной психофизиологии // Современная психология: Справочное руководство [Текст] / Ю. И Александров. — М. : ИНФРО, 1999. – 688 с.
4. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю. А. Александровский — М. : Медицина, 2000. — 128 с.
5. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — Москва : Академия, 2013. — 208 с.
6. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного воз-раста [Текст] / Е. Е. Алексеева. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
7. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А. Алябьева. — Москва : Сфера, 2014. — 88 с.
8. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации [Текст] // И. Н. Андреева — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. —351 с.
9. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феноме-на[Текст] /И. Н Андреева // Вопросы психологии. — 2006. — №3 — С.78-86.
10. Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта [Текст] /Г Ю Айзенк// Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С.111-131.
11. Бар-Он, Р. Модель эмоционально-социального интеллекта [Текст] / Р Бар-Он. —М.: Псикотема, 2006. — 25 с.
12. Байбородова, Л. В. Теория обучения
Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память, внимание и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для старших дошкольников это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную саморегуляцию.Перейдем ко второму положению гипотезы.
Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности — это стремление самореализов