Внутриличностные источники тревожности и способы ее преодоления
Введение
Актуальность.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, навыков и становления «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это утрата детского мироощущения, появление психологического дискомфорта, а с ним и чувства тревожности.
Проблема тревожности является одной из актуальных проблем общества. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Часто она приводит к трудностям в межличностном общении, снижению работоспособности и другим проблемам психологического плана.
Эмоциональное благополучие подрастающего поколения – объект пристального внимания психологов, педагогов, воспитателей, других специалистов и, конечно же, родителей. Своевременная и качественная диагностика эмоционального неблагополучия, адекватные коррекционные мер
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования внутриличностных источников тревожности и способов ее преодоления 6
1.1 Понятие и сущность тревожности в современной литературе 6
1.2 Особенности и причины проявления тревожности в подростковом возрасте 12
1.3 Анализ способов преодоления тревожности у обучающихся подростков 17
Глава 2. Программа исследования тревожности подростков 20
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 20
2.2 Методы исследования 21
2.3 Методы математической обработки данных 26
Глава 3. Анализ результатов исследования ситуативной тревожности подростков 28
3.1 Анализ результатов диагностики тревожности подростков 28
3.2 Анализ и обоснование программы коррекции тревожности подростков 35
3.3 Анализ полученных результатов после реализации психолого- коррекционной программы 37
Выводы 45
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 55
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [текст] / Ю.П. Азаров. ̶ М.: Наука, 1985. – 356 с.
2. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [текст] / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: Уральское книжное издательство, 1986. – 289 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 344 с.
4. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция тревожности подростков [текст] / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1999. – 344 с.
5. Бахметьева, Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с тревожностью подростков [электронный ресурс] / Е.Л. Бахметьева // Режим доступа: http:// festival.1september.ru/subjects/25/
6. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем тревожности несовершеннолетних подростков и пути ее решения [текст] / С.А. Беличева. – М.: Академия, 2012. – 532 с.
7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [текст] / С.А. Беличева. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. – 634 с.
8. Беличева, С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков [текст] / С.А. Беличева // Психол. журн. – 1984. – Т.5 – С. 48–54.
9. Белкин, А. С. Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [текст] / А.С. Белкин. – Свердловск: Урал. кн. изд-во, 1981. – 126 с.
10. Блонский, П. П. Трудные школьники [текст] / П.П. Блонский. – М.: Правда, 1986. – 104 с.
11. Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия [текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 222 с.
12. Владинска Н., Петрова Н. Социально – педагогическая модель коррекционной – воспитательной работы [текст] / Н. Владинска, Н. Петрова // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: в 2–х т. – М.: Слово, 1993. – Т. 2. – С. 45 –76.
13. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [текст]: Учеб.метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лань, 2003. – 532 с.
15. Гарбузов, В.И. Практическая
Методы математической обработки данныхВ качестве методов математической обработки данных в исследовании использовались: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены, по крайней мере, в порядковой шкале. Целесообразно применять данный критерий, когда величина самих сдвигов варьирует в некотором диапазоне (10 – 15 % от их величины). Это объясняется тем, что разброс значений сдвигов дол