Психологическая коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Скачать дипломную работу на тему: Психологическая коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В которой определено произвольное внимание младших школьников с умственной отсталостью. Изучены особенности произвольного внимания у младших школьников с умственной отсталостью.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.12.2024
Объем файла
84 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Как одна из ключевых предпосылок всех видов сознательной деятельности, особенно познавательной, внимание является важнейшим психологическим условием ее успешности. Для специальной психологии вопрос внимания имеет решающее значение. Без достаточного внимания со стороны учащегося процесс обучения не может протекать успешно. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет собственного содержания. Оно возникает в психических процессах, сопровождает их и характеризует динамику их протекания. В общепсихологическом аспекте внимание - это концентрация сознания человека на определенном объекте и его отстраненность от других объектов. Специалисты рассматривают развитие познавательной активности у детей как один из аспектов общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова [58], И.М. Сеченова [47], А.А. Ухтомского. Л.С. Выготский [8] исследовал психологические механизмы произвольного внимания как у нормально развивающихся детей, так и у детей с отклонениями в развитии.В специальной психологии особенности внимания умственно отсталого школьника рассмотрены в трудах И.В. Беляковой, С.Д. Забрамной [21,22], М.С. Певзнер [40](), В.Г. Петровой [41], С.Я. Рубинштейн [44,45,46]. Изучению внимания посвящены исследования, выполненные И.Л. Баскаковой [3].  

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью………………….…..6
1.1 Характеристика внимания и особенности его развития в онтогенезе…...6
1.2 Характеристика степеней умственной отсталости………………10
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития внимания детей с умственной отсталостью найти…………….16
Вывод по первой главе
Глава 2 Изучение эмпирическое развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью ………..……….20
2.1Процедуры исследования спонтанного внимания у детей младшего возраста с умственной отсталостью………………………………………….. 20
2.2 Особенности развития произвольного внимания у младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………..24
Вывод по второй главе
Список литературы……………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие по психологии / А.Д. Алферов. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
Ануфриева, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриева, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1998. – 224 с.
Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с.
Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А. Л. Венгер, А. Г. Цукерман. – М. : Просвещение, 1992. – 298 с.
Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, с. 
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. А. В. Запорожца. – М. : Педагогика, 1988. 78 Т. 5 : Основы дефектологии. – 1988. – 526 с.
Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский / сост. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея. – М. : МГУ, 1976. – С. 186. .
Гальперин, П. Я Экспериментальное формирование внимания / П. Я Гальперин, С. Л. Кобыльницкая. – М.: Просвещение, 1989. – 398 с.
Гатанова, Н. В. Развиваю внимание / Н. В. Гатанова. – СПб. : Питер, 2000. – 198 с. 14. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. – М. : Мысль, 1972. – 246 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. - 858с.

Внимание занимает особое место в системе психологических явлений. Внимание не является самостоятельным психическим процессом и не относится к индивидуальным характеристикам. Оно не имеет собственного содержания, а всегда существует как проявление функций других психических процессов - восприятия, памяти, мышления - и характеризует концентрацию и направленность этих процессов, в которых оно проявляется. Внимание, в отличие от восприятия, памяти, мышления и воображения, не имеет результата собственной деятельности, но активно способствует эффективному протеканию других психических процессов.Внимание особенно важно в процессе обучения и является ключевым условием познавательной деятельности, поскольку оно может активизировать все когнитивные процессы, необходимые для обучения и приобретения знаний и навыков. Дефицит внимания негативно влияет на процесс обучения учащихся с умственной отсталостью. Часто дефицит внимания является основной причиной того, что учащиеся неправильно понимают новый материал, испытывают трудности с запоминанием или не справляются с домашними заданиями. Из-за низкого уровня развития внимания ученики с умственной отсталостью не могут усвоить многое из того, что им говорят учителя. Это также является причиной того, что ученики могут неправильно выполнять некоторые из заданий, которые им дают.В психологии внимание рассматривается «сосредоточенность деятельности субъекта на каком-нибудь реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)». А.Р. Лурия[31,32] дает такое определение внимания: «Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием».Л.С. Выготский [6,7,8], Л.В. Занков [23], А.Р. Лурия [31,32], М.С. Певзнер [40], Г.Е. Сухарева считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости, причем эти нарушения распространяются на все виды и свойства внимания.