Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках баскетбола
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения, происходящие в мире и в общественной жизни России, имеют серьезные последствия для всей системы образования. Приоритетной направленностью образования в 21 веке является всестороннее развитие личности, основанное на развитии способов деятельности через формирование универсальных учебных действий, как постоянного основания образовательного процесса, дающий потенциал самостоятельного достижения результата, приобретения новых знаний, умений и навыков как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В современной российской образовательной системе проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся является достаточно новой областью исследований.
В широком смысле под термином «универсальные учебные действия» понимается способность к обучению, то есть способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) смысле этот термин мож
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы процесса формирования универсальных учебных действий на уроках баскетбола……………………………………………………………….. 7
1.1 Характеристика универсальных учебных действий……………...... 7
1.2 Современные образовательные технологии формирования УУД на уроках физической культуры………………………………………… 12
1.3 Формирование универсальных учебных действий на уроках баскетбола………………………………………………………………… 19
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации процесса формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках баскетбола…………………………………………………… 26
2.1 Организация и методы исследования………………………………. 26
2.2 Организационные, диагностические и содержательные основания формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках баскетбола………………………………………………………... 29
2.3 Результаты исследования и их обсуждение………………………... 43
Заключение………………………………………………………………. 53
Список литературы…………………………………………………….. 56
Приложение……………………………………………………………… 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.И. Применение игровой технологии на уроках физической культуры как средство формирования УУД в начальной школе / Г.И. Абрамова / Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сборник научных статей международной научно-практической конференции; отв. ред. А.А. Сукиасян. – М., 2015. – С. 3-6.
2. Андреева, З.А. Коммуникативная компетентность обучающихся на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития / З.А. Андреева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) – 2018 – 5 (50), Часть 4. – С. 59- 62.
3. Андрианова, Н.В. Спортивные игры как средство формирования УУД на уроках физической культуры // Человек, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: сборник научных статей XXVI международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. – М., 2016. – С. 463-466.
4. Асмолов, А.Г. Теория формирования и развития УУД / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. – 134 с.
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2003 – 328 с.
6. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.
7. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т.В. Василенко. – М.: Грамотей, 2013. – 32 с.
8. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 210 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Выдрин, К.Д. Формирование УУД в процессе выполнения домашних заданий на уроках физической культуры / К.Д. Выдрин, А.В. Поспелов, М.Н. Кадочникова // Вестник ПГГПУ. – 2015. – Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – С. 151-159.
11. Головин, Н.Н. Формирование УУД на уроках физической культуры в средних классах / Н.Н. Головин / Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2016. – С. 135-136.
12. Гордеева, Н.А. Формирование
1.3 Формирование универсальных учебных действий на уроках баскетбола
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам общего образования УУД является не только результатом учебной деятельности, но и условием овладения предметными знаниями и умениями.
На современном этапе обучения физической культуры в школе учителя сталкиваются с проблемой в не достаточной степени освоения УУД обучающимися. Школьники не хотят слышать задание, не хотят понимать цель его выполнения, не умеют сотрудничать в командах, не обращают внимания на то, чтобы дойти до основных моментов освоенного двигательного движения, сравнить его с движениями, которые уже освоил и т.д. В связи с этим снижается качество обучения предмету из-за неправильного выполнения движений, игнорирования технических деталей или возникают причины