Особенности конструкции и эксплуатации системы запуска авиадвигателя SaM-146 самолёта SSJ-100
ВВЕДЕНИЕ
Представленная дипломная работа посвящена анализу конструкции и технической эксплуатации системы запуска двигателя SaM146 самолета Sukhoi SuperJet-100. В первой главе рассмотрены процесс запуска авиационного ГТД и перспективы развития систем запуска авиационных ГТД. Вторая глава содержит описание конструкции вспомогательной силовой установки, воздушного стартера, системы зажигания и принципах их работы. В третьей главе изложен анализ факторов, влияющих на запуск авиационного ГТД и меры технического обслуживания по поддержанию работоспособности систем, связанных с процессом запуска.
Система запуска двигателей – одна из важнейших систем самолета, так как любой полет начинается с запуска двигателей. Система запуска предназначена для вывода двигателя на минимальный режим устойчивой работы. Согласно ОСТ 1 01023-81 «Системы запуска авиационных газотурбинных двигателей», система запуска включает: пусковую систему, систему запуска основной камеры сгорания и систему зажигания; и осущ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 8
1.1. Процесс запуска газотурбинного двигателя 8
1.2. Перспективы развития систем запуска авиационных газотурбинных двигателей 10
1.2.1. Системы раскрутки ротора 10
1.2.2. Системы зажигания топливовоздушной смеси 12
1.2.3. Системы топливопитания двигателя на запуске 14
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА САМОЛЕТА SUKHOI SUPERJET-100 16
2.1. Вспомогательная силовая установка Honeywell-RE220 самолёта Sukhoi Superjet-100 16
2.1.1. Назначение и общие сведения 17
2.1.2. Конструкция двигателя и принцип работы его основных элементов 18
2.1.3. Основные системы, подсистемы и агрегаты, их работа 27
2.1.3.1. Система подачи и регулирования топлива 28
2.1.3.2. Работа топливной системы вспомогательной силовой установки 30
2.1.3.3. Система запуска и зажигания 32
2.1.3.4. Воздушная система 36
2.1.3.5. Система выхлопа 39
2.1.3.6. Масляная система 40
2.1.4. Основные технические данные и ограничения 45
2.2. Cистема раскрутки 48
2.2.1. Назначение и общие сведения 48
2.2.2. Расположение, крепление, конструкция 49
2.3. Система зажигания 54
2.3.1. Назначение и общие сведения 54
2.3.2. Принцип работы основных элементов 55
2.3.3. Работа системы зажигания при различных режимах запуска 56
2.4. Система управления запуском. Работа агрегатов управления запуском 57
2.4.1. Общие сведения о системе управления двигателем SaM146 57
2.4.2. Виды запуска двигателя 59
2.4.3. Управление последовательностью автоматического запуска двигателя 61
2.4.4. Обеспечение последовательности работы при ручном запуске двигателя 62
2.4.5. Работа агрегатов управления запуском двигателя при отклонениях в его работе 63
2.4.6. Работа агрегатов управления вспомогательной силовой установки Honeywell RE-220 64
ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ 69
3.1. Анализ факторов, влияющих на запуск двигателя SaM146 69
3.2. Статистический анализ выхода из строя элементов системы запуска двигателя SaM146 73
3.3. Техническое обслуживание 78
3.3.1. Бороскопическое обследование воздушного турбостартера 76
3.3.2. Проверка магнитных пробок воздушного турбостартера 77
3.3.3. Замена свечей зажигания 78
3.3.4. Внешний осмотр клапана воздушного турбостартера 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://russianplanes.net/planelist/Sukhoi/SuperJet-100
2. https://www.rbc.ru/business/25/04/2018/5ae08fb29a79473c8019d5f0
3. http://www.uacrussia.ru/ru/press-center/news/podpisano-pervoe-soglashenie-o-namereniyakh-po-priobreteniyu-perspektivnykh-samoletov-ssj-75
4. Cистемы запуска авиационных двигателей: Методические указания к практической работе /СГАУ,РИО. Сост. И.В. Таммекиви, Т.К. Кристинина, Т.Е. Половнева –2002- 43 с.
5. Мухаммедов Н.А. Обеспечение надежного запуска авиационного гтд на основе оптимизации характеристик пускового устройства и совершенствования системы управления: автореф. дисс. … к-та технических наук: 05.07.05; [Место защиты: РГАТУ им. П.А. Соловьева]. —Рыбинск, 2016. — 182 с.
6. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 80 – Газотурбинный двигатель SaM 146/ЗАО ГСС-2008-76 стр.
7. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 74 – Газотурбинный двигатель SaM 146/ЗАО ГСС-2008-62 стр.
8. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 49 – Газотурбинный двигатель SaM 146/ЗАО ГСС-2008-88 стр.
9. Сводная таблица по эксплуатации воздушных судов типа Sukhoi Suprjet-100/АО «Авиакомпания Якутия»-2018
10. SSJ-100 (SaM146). АТА 71-80. Силовая установка. Линейное и базовое техническое обслуживание. Уровень 3/АУЦ ЕАТК-2013-1026 стр.
Основной распылитель имеет меньшую пропускную способность. По нему топливо попадает в камеру сгорания постоянно, на всех режимах работы ВД. Внутри топливных форсунок установлены сетчатый фильтр для предотвращения загрязнения распылителей и термостойкий кожух, который защищает форсунки от теплового повреждения.
Топливный трубопровод предназначен для подачи топлива от регулятора расхода топлива к форсункам. Он состоит из топливного шланга и топливного коллектора. По шлангу топливо от регулятора расхода топлива попадает к коллектору, который подводит его к форсункам.
2.1.3.2. Работа топливной системы вспомогательной силовой установкиСхема топливной системы ВСУ представлена на рисунке 11. Топливо поступает в регулятор расхода топлива и проходит через его фильтр. В случае загрязнения фильтроэлемента топливо проходит через перепускной клапан-сигнализатор, минуя фильтр. Насос регулятора расхода топлива подаёт топливо к клапану дозировки. В случае, если давление топлива,