Восприятие и анализ лирики И.А. Бунина в практике школьного изучения творчества поэта
ВВЕДЕНИЕ
На уроках литературы происходит воспитание читателя – высоконравственного человека, гражданина, патриота, который стремится к активному и творческому участию во всенародном труде.Изучение лирики в общеобразовательной школе составляет органическую часть воспитательного процесса. Лирика – такой род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко воздействуя на человека.Школьная практика показывает, что многие стихотворения не будут поняты без соответствующих комментариев, а ряд других будет понят однозначно, узко.Любое лирическое стихотворение нельзя анализировать путем постановки множества вопросов, которые часто направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное – разрушают целостное восприятие стихотворения.Для того чтобы отметить приемы аналитической работы над лирикой, нужно отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа. Основных компонентов лирического стихотворения – композиции, языка, стиха. Это поможет ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ. 5
1.1. История изучения творчества И.А.Бунина в общеобразовательной школе. 5
1.2. Особенности изучения лирики в общеобразовательной школе. 11
Выводы по главе 1. 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 18
2.1. Методы и приемы изучения лирических произведений И.А.Бунина на уроках литературы. 18
2.2.Изучение лирики И.А.Бунина в 6 классе общеобразовательной школы. 22
2.3. Лиро-эпические произведения И.А.Бунина на уроках литературы в 8 классе общеобразовательной школы. 30
Выводы по главе 2. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 44
Список литературы
1. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей //Социально-психологические проблемы чтения. Сборник научных трудов. Вып.1. - М., 1974. - 36с.
2. Бочаева Н.Г. Мир детства в поэзии И.А.Бунина //Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс. (Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А.Бунина). - Орел, 1995. - с. 40-42.
3. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. - М.: Художественная литература, 1967.
4. Былины /Предисл., подг. текста и коммент. В.И.Калугина. - М.: Современник, 1980. -С. 89, 121.
5. Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. - Кишинев, 1974. - 136с.
6. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы: Пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1991. -208с.
7. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1998. - 223с.
8. Литература: Учеб. хрестоматия для 7 кл. общеобразовательных учреждений /Авт. - сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1995. - 383с.
9. Литература. 9 класс: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.Л.Леонов, О.Б.Марьина; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - М.: Дрофа, 1998. - 512с.
10. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953- Посев, 1994. - 432с.
11. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие. - Л.: ЛГПИ им, А.И.Герцена, 1974. - 176с.
12. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. Статья первая. Иван Алексеевич Бунин //Литература в школе. - 1990, №4. - С.32-44.
Данный возраст подростков психологи и исследования современных методистов позволяют считать сенситивным к лирике вследствие усложнения эмоциональной сферы подростка, что является результатом его общего и культурного развития. Лирика в силу своего прямого воздействия на эмоциональный мир школьника, способна обогатить его чувства, помочь в решении нравственных проблем. Подростки в этом возрасте готовы к чтению лирических произведений, а также у учащихся появляются потребности реализовать свои эмоциональные ресурсы.На литературном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности, стремящуюся осознать себя. Развитие в этом возрасте приводит к обостренному вниманию к нравственным вопросам. Например, что добро и что зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Эти и другие вопросы нравственного характера становятся первостепенными для учеников. Методисты говорят о необходимости вести школьный анализ таким образом, чтобы на первом плане оказывались нравственные конфликты художественного и лирического произведения. Но это не значит, что анализ лирического произведения должен ограничиться нравственным содержанием. Постепенно в него включаются эстетические и социальные мотивы [11].При изучении лирических стихотворений в 8 классе важно постичь тайны мастерства поэта, показать, какие средства используются для создания у читателя определенного настроения, увлечь учеников исследовательской работой, подарить им радость небольшого открытия. Приемы и творческие задания необходимо направить на постижение законов языка искусства, на формирование и развитие умений создавать личностную интерпретацию лирического текста, основанную на художественном познании, которое делает общение читателя с произведением искусства основой развития более тонкого понимания людей и их внутреннего мира.