Мотив «народной сказки» в книжной графике России и Германии на рубеже XIX-XX вв.
Введение
Актуальность темы. «Рубеж веков» – это важная социокультурная доминанта, переживаемая обществом на разных уровнях: культурном, эмоциональном, экономическом, политическом, психологическом, период смены художественно-эстетических парадигм. Это время переосмысления понятия «культура», кризис которого наблюдался на протяжении разных вех истории мирового искусства.В период рубежа XIX и XX веков, когда мир входил в принципиально новую историческую эпоху на таких территориях как Россия и Германия происходили разнообразные процессы, связанные с военными действиями, политическими изменениями, что несомненно нашло свое отражение в жизни людей и культурной среде, в которой они взаимодействовали. В этот период наблюдаются схожие тенденции в историческом развитии этих двух территорий, географически не связанных. Тем не менее, для стран Скандинавии, Восточной Европы, Балтии и немецких земель характерной чертой является так называемый процесс «национальной самоидентификации», выраженный в том числе, и в изобразительном искусстве.
Оглавление
Введение
Глава 1. Художественный контекст искусства рубежа XIX-XX веков
1.1 Историко-культурный и философский контекст эпохи рубежа веков
1.2 Художественная жизнь России в конце XIX – начале XX века
1.3 Художественная жизнь Германии в конце XIX – начале XX века
Глава 2. Искусство сказочной графики И.Я. Билибина и Г. Фогелера
2.1 «Билибинский стиль» в ранних иллюстрациях к сказкам
2.2 Немецкая сказка в ранних иллюстрациях Генриха Фогелера
2.3 Реальность и миф в произведениях Билибина и Фогелера
Заключение
Список использованной литературы
Список иллюстраций
Приложения
Список литературы
1. Bethge H. Worpswede. (Hans am Ende, Fritz Mackensen, Otto Moderson, Fritz Overbeck, Carl Vinnen, Heinrich Vogeler). - Berlin, 1904
2. Hamann R., Hermand J. Deutsche Kunst und Kultur von der Gründeizeit bis zum Expressionismus. 5. Bände. - Berlin: Akademie-Verlag, 1965-1967. - Zus. 1907 S., Abb
3. Olbrich H. Geschichte der deutschen Kunst 1880 -1918. - Leipzig: VEB E.A. Seemann Buch und Kunstveriag, 1988
4. Vogeler H. Erinnerungen. Hrsg. von E. Weinert. - Berlin: Rutten & Loening, 1952
5. Баранов Д.А. Особенности хронотопа сказочного мира в творчестве И. Билибина // Кунсткамера. - №1 (3). - 2019. - С. 83-93
6. Бердяев Н. А. Кризис искусства. — М.: СП Интерпринт, 1990. – 48 с.
7. Билибин И.Я. Великие художники том 53. – М.: Издательство «Директ - Медиа», 2010. – 48 с.
8. Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. № 11. С. 303-318
9. Билибин И.Я. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII веках. // Старые годы. 1909. Июль-сентябрь. С. 440–456
10. Билибин И.Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех. 1904. №10. С. 608-618
11. Билибин И.Я. Русское деревянное северное зодчество // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Т.2. Декабрь 1911 – январь 1912 г. Пг., 1914. С. 106-107
12. Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / Ред.-сост. С. В. Голынец. - Лн.: Художник РСФСР, 1970. - 375 с.
13. Верижникова Т.Ф. Иван Билибин. - СПб : Аврора, 2009. - 176 c.
14. Верниковская В. Европейская культура на рубеже XIX–XX вв.: попытка культурологического анализа // Государства Центральной и Восточной Европы в исторической перспективе. - Пинск: ПолесГУ, 2017. - С. 106-111
Вместе с тем, на протяжении всего этого времени получило развитие уникальное явление - художественные колонии ("Kunstlerkolonien"), наибольшее число которых возникло именно в Германии. Основной причиной возникновения художественных объединений было неприятие художниками системы академического образования. На фоне разногласий и противоречий, борьбы сецессионов и затем - борьбы молодых с самими сецессионами, колонии, напротив, внесли объединяющий элемент в художественную жизнь того времени.Расцвет художественных колоний в конце XIX - начале XX столетия был непосредственно связан с так называемым "Heimatkunst" – «Искусством Родины», лирико-патриотической ветвью немецкого искусства того времени. Организаторами «Движения», основанного в 1904 году, выступили Э. Рудорф и П. Шульце-Наумбург. Главной идеей этого направления было сохранение «истинной» национальной самобытности, возвращение к первоистокам, которые виделись в патриархальном укладе быта и естественных жизненных ценностях крестьян. Движение противопоставило себя стремительной индустриализации в больших городах, хаосу и суете городского существования, утратившего смысл и цель. Желание укрыться от разрушающего воздействия урбанистического мира, вновь обрести душевное равновесие и покой, обратиться к подлинным ценностям, стремление к сельской жизни, природе, нашло широкий отклик у немецких художников . При этом сельская жизнь зачастую воспринималась этими мастерами романтически, и представала в их работах как выражение счастливой утопии, символизировавшей обретение утраченной духовной гармонии. Колонии, таким образом, соединяют в себе две идеи: во-первых, это работа художников вне больших городов, на природе, что определило духовные мотивы их произведений. Во-вторых, это форма совместного творчества, сотрудничества мастеров друг с другом, при чем не оказывающая сколь либо ограничивающего влияния на индивидуальность искусства каждого из них.