Речевые средства создания образа матери в поэзии С.А. Есенина
Введение
При анализе произведений художественной литературы важным аспектом является выявление ключевых образов и анализ способов их построения. В современной лингвистике одним из актуальных направлений исследований служит изучение и анализ языкового образа в творчестве писателей.Отметим, что изучению языкового образа как категории посвящены исследования в области филологии, психологии, культурологии и философии. Исследователи с различных аспектов освещают образ: как элемент, отражающий связь мышления и познания (Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Лейбниц и др.), как часть концепта (З.Д. Попова, И.А. Стернин, С.Г. Воркачев, Н.Ф. Алефиренко и др.), как компонент семантического уровня языка (Н.А. Илюхина, Е.А. Юрина и др.), как категорию художественности (Ю.Л. Дмитриева, А.Р. Довлекамова, О.И. Глазунова, О.М. Гамидов и др.).Наше исследование посвящено изучению языкового образа. В научном дискурсе под языковым образом понимается «образ, получающий объективацию в тексте с помощью языковых средств» [Пищальникова,1984:23]. Н.Ф. Алефиренко дает следующее определение языковому образу: «Языковые образы – продукты «наглядного обобщения» и отбора культурно значимых событий и ситуаций» [2, c.89].
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 8
§2. Изучение появления и развития женского начала в лирике С.А. Есенина 15
§3. Изучение языковых особенностей поэтической речи С.А. Есенина. 21
Глава 2. Речевые средства создания образа матери в творчестве 33
С.А. Есенина. 33
§1. Речевые средства, характеризующие внешность матери. 35
§2. Речевые средства, участвующие в создании характера и внутренного мира матери. 40
§3. Речевые средства, характеризующие любовь поэта к матери. 53
Список источников. 65
Список использованной литературы.. 65
Методическое приложение…………………………………………………70
Список использованной литературы
Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-дискурсивная парадигма языкового знака / Н. Ф. Алефиренко // Язык. Текст. Дискурс : науч. альманах / Ставропол. гос. пед. ин-т ; под ред. Г. Н. Манаенко. – Ставрополь, 2009. – Вып. 7. – С. 7-17
Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003, 96 с.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. С. 113 - 117.
З. Бухарова. Сергей Есенин. Радуница // Нива; Ежемесячные лит. И попул.-научн. Прилож. к журн. «Нива» за 1916г. Т. 2. Пг., №5, май.269. В мире Есенина. М., 1986.
Бухарова З.Д. // Русские писатели, 1800 – 1917: Биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – т. 1: А-Г.- С. 380. – 672 с.
O.E. Вороновой, Н.И. Шубниковой-Гусевой. - Рязань: Изд-во ГМЗ С. А. Есенина, 2012. – 502 с.
Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия лит-ры и языка - 2001. - Т. 60, № 6. - С. 47-58.
Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура: моногр. – Рязань: Узорочье, 2002. – 520 с.
Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.
Гамидов О.М. Типология художественности. Б.: Анкор, 1999. 176 с.
Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового сущест-вования / Б. Гаспаров. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – 352 с.
Грякалова Н.Ю. Проблема фольклоризма русской поэзии начала XX века (литературное направление и творческая индивидуальность): дисс... канд. филол. наук. Л., 1984.
Галкина - Федорук, Е.М. О стиле поэзии Сергея Есенина. М.: МГУ, 1965.
Дзуцева Н.В. С. Есенин: национальный стиль и жизнетворчество // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. С.63
Литературный персонаж рассматривается как модель человека/личности, созданная писателем в соответствии с его авторским замыслом с помощью средств языка. Речевые средства создания образа персонажа уже давно изучаются лингвистами. В лингвистике существуют различные подходы к изучению персонажа художественного произведения. Наиболее разработанным аспектом лингвистической характеристики персонажа является анализ речевых средств создания художественного образа. Существуют различные подходы к анализу речевых средств, характеризующих ту или иную составляющую персонажа (внешнюю и внутреннюю речь, портрет, одежду и атрибуты, пространство действий персонажа и т.д.). Авторы используют: языковые единицы определённой части речи, участвующие в создании образа персонажа (прилагательные, глаголы, существительные и т.д.); речевые средства, на которых строится тот или иной стилистический приём описания персонажа (антитеза, эпитет, сравнение и т.д.). Существуют также работы, представляющие собой комплексную характеристику художественного образа с учётом всех перечисленных аспектов анализа. В зависимости от того, на каком аспекте характеристики персонажа делается акцент, все лингвистические исследования могут быть отнесены к той или иной языковой концепции описания человека/персонажа.
Крупнейшими из этих концепций в настоящее время являются теории языковой личности, речевого портрета, лингвокультурного типажа, образа человека в языке. Целям нашего исследования соответствует последний из названных подходов – описание целостного образа человека по данным языка, не только учитывающее речь или иные частные аспекты личности, но и позволяющее составить о персонаже полное представление.