Лего-технология как средство коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи III уровня

Скачать дипломную работу на тему: Лего-технология как средство коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи III уровня. В которой определены особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Изучены методики обследования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.12.2024
Объем файла
156 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Самой распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи. При этом нарушении страдают фонетика и грамматический строй речевой системы. Особенно сильно заметны нарушения в связной речи. Детям очень трудно составить предложения, они редко используют в своей речи прилагательные и наречия.Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема исследования в настоящее время очень актуальна, потому что количество детей с общим недоразвитием речи с каждым годом увеличивается. В дошкольном возрасте дети овладевают речью, поэтому очень важно в это время уделять особое внимание развитию речевых навыков, наблюдать за проблемами в речи ребенка и во время их устранять. Главным условием для всестороннего развития ребенка является правильно поставленная речь. С её помощью ребенок общается с людьми, овладевает знаниями в разных направлениях. Логопеды и дефектологи постоянно ищут новые эффективные методы развития речи, которые можно будет использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и в индивидуальной работе, и в групповых занятиях. Очень много ученых занимаются проблемами речевой деятельности у дошкольников. В своих трудах ее исследуют Т. А. Воробьева, А. Н. Гвоздева, В. П. Глухова, Г.А. Каше, О. А. Козырева и др.

Введение                                                                                                                       8
1 Теоретические основы эффективности применения Лего- технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня                                                 11
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР                                                                                                           11
1.2 Особенности коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня                   19
1.3 Лего-технология как средство коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня                                                             24
2 Экспериментальное исследование эффективности применения лего-технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня                          30
2.1 Организация и проведение диагности речи детей с ОНР III уровня. 30
2.2 Проведение коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня с использованием лего-технологии.. 43
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 51Якорь
Заключение. 54
Список использованных источников. 56
                                                                                                       

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям / З. Е. Агранович. –Санкт Петербург: Детство-пресс, 2014. – 236 с.: ISBN 978-5-89814-161-5.–Текст: непосредственный.
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Издательство «Академия», 2007. – 328 с.: ISBN 5-7695-0106-5. –Текст: непосредственный.
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 296 с.: ISBN 5-86775-046-9. – Текст: непосредственный.
Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9. – С. 12-18.
Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности / С. Ахунджанова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание 1983. – № 6. – С. 10-17.
Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 1972. – 250 с.–Текст: непосредственный.
Бубнова, Д. А. Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Д. А. Бубнова, М. Ю. Бурыкина. — Текст непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57818/ (дата обращения: 06.05.2023).
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – Санкт Петербург: Детство-пресс,2003. – 144 с. ISBN 8-5-89814-207-Х. – Текст: непосредственный.
Волкова, Л. С. Логопедия. 3-е изд. / Л. С. Волкова, С.Н. Шаховская. – Москва: Владос, 1999. – 491 с.– ISBN 5-691-01357-2. –Текст: непосредственный.
Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. – Москва: ВЛАДОС, 2002. –238 с.: ISBN 5-7695-0559-1. – Текст: непосредственный.

Конструирование–важная часть обучающего и коррекционного процесса. Оно способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умению наблюдать и экспериментировать. Конструирование оказывает положительное влияние на остроту зрения, тактильные ощущения, мелкую моторику, на восприятие формы и размеров. «Лего»–это конструктор для всех возрастных категорий. В него можно играть вместе с родителями, воспитателями, старшими братьями и сестрами. Конструирование из лего положительно влияет на психологический настрой ребенка и способствует развитию коммуникативных навыков. Лего-конструирование может быть и самостоятельным видом деятельности в рамках НОД, а также использоваться на праздниках и в проектной деятельности. Лего-технологию можно применять как в коррекционной работе, так и в диагностике, предложив ребенку выбрать из нескольких кирпичиков только большие или только маленькие детали, или детали определенного цвета, построить какой-либо предмет, проявив фантазию или повторить не сложную модель по инструкции, попросить ребенка рассказать о своей конструкции. Наблюдая за ребенком в момент диагностики с использованием данной технологии, можно судить о развитии мелкой моторики, развитии психических процессов и речи. Как правило, если нарушена мелкая моторика, то имеются и проблемы с речью. Больше всего у дошкольников с ОНР III уровня заметны нарушения в связной речи. Построить логическое, связное высказывание для них является очень трудной задачей. Предложения у них получаются очень простые с большим количеством грамматических ошибок. Эти нарушения необходимо вовремя устранять, так как это ограничивает развитие ребенка, общение и часто вызывает трудности в школьном обучении. Игра является ведущий деятельностью в дошкольном образовании, поэтому лего-технология идеальный вариант развития и коррекции речи детей. Коррекционную работу с использованием лего-технологии дети воспринимают как игру, поэтому они расслаблены, что положительно влияет на психические процессы. Дети не боятся ошибиться, фантазируют, работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на развитие мелкой моторики, а значит и на работу головного мозга. Конструктор «лего» очень удобен, потому что коррекционную работу можно проводить как за столом, так и сидя на полу. Это очень важно для детей, которым противопоказано длительное сидячее положение. Кроме того, родители могут играть со своими детьми в «лего» дома, помогая таким образом ускорить коррекционный процесс.