Субъективная модальность в прозе М. Пришвина и формирование речевой культуры студентов-инофонов
Введение
Современная лингвистика характеризуется антропоцентрической направленностью, сосредоточена на изучении категорий, имеющих субъективную природу, в числе которых оценка, градуальность, темпоральность, модальность и др. Изучение последней в лингвистике ведётся достаточно давно и плодотворно (Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, Т.С. Монина, Н.К. Онипенко, Е.Н. Орехова и др.). Выявлены и описаны аспекты категории модальности (объективная, субъективная и предикатная модальность), проанализирован круг средств, вербализующих в речи указанные модальные значения. Особого рассмотрения требует функционально-семантическая категория субъективной модальности, выражающая личное отношение говорящего к содержанию высказывания и представленная в речи широким кругом лексико-грамматических и синтаксических средств.Современные исследователи нередко подчёркивают центральное положение модальности среди других семантических категорий и связывают это с тем, «что именно в ней прежде всего находят своё непосредственное отражение и выражение представления говорящего лица об окружающем мире и интерпретация им, говорящим, этого мира в речи». [Будняк 2004: 55].
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Категория модальности как предикативная категория….…..……6
1.1. Категория модальности в русском языке……………………………….6
1.2. Субъективная модальность……………………………………………..11
1.3. Формы выражения субъективной модальности..……..……………….14
Выводы по первой главе…..….……………………………………….……..20
Глава 2. Субъективная модальность в прозе М.М. Пришвина……………21
2.1.Особенности творческой манеры М.М. Пришвина в прозе.…………..21
2.2. Вводные слова как модальные операторы……...………..…………….26
2.3. Вопросительные предложения в прозе М.М. Пришвина………..…....32
Выводы по второй главе………………………………………………..……35
Глава 3. Формирование речевой культуры студентов-инофонов…………36
3.1. Речевая культура с позиций психолингвистики…………………….…36
3.2. Культура речи в формировании речевой культуры инофонов.……….39
3.3. Лингвокультурология в формировании речевой культуры студентов-инофонов…………………………………………………………..…………..42
3.4. Художественная литература в формировании речевой культуры студентов-инофонов………………………………….…….………………....44
Выводы по третьей главе……………………………………………..……....46
Глава 4. Методические основы обучения вводным конструкциям в курсе РКИ (первый сертификационный уровень)………………..……………….………………………………….…..48
4.1. Особенности изучения вводных конструкций в преподавании РКИ…48
4.2. Методика обучения вводным конструкциям на современном этапе....53
4.3. Комплекс упражнений по теме «Вводные конструкции в русской речи»………………………………...………………………………………....57
Выводы по четвёртой главе.………………………….………………….……63
Заключение……………………..….….….…………………..….….……........65
Литература………………….....…………………………………………....….67
Литература
Адмони В. Г. О модальности предложения // Уч. зап. ЛГПИ. 1956. – Т. 21. – Вып. 1. – С. 66-72.
Алёшина, Э. Э. Обучение иностранных учащихся употреблению вводных конструкций в русской речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Э. Э. Алёшина. – Санкт-Петербург, 2008. – 339 с.
Аникин А. И. Вводные слова и словосочетания в современном русском языке: автореф. дис. канд. филол. наук / Аникин Андрей Иванович; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.
Аникин А. И. Вводные слова и их соотношения c структурно-семантическими категориями слов в современном русском языке // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та. – М., 1958.
Базалина Е. Н. Художественный текст и модальность // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2000. № 7.
Беляева, Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках / Е.И. Беляева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. унта, 1985. – 180 с.
Бондаренко В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке // Филол. науки. 1979. – № 2. – С. 54-61.
Бочаева Н. Г. М. Пришвин – писатель-анималист. URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/kritika/bochaeva-prishvin-pisatel-animalist.htm (04.11.2022)
Бочкова, О. С. Модальность как фактор формирования текста / О.С. Бочкова // Теория и практика общественного развития. – 2007. – С. 159-160.
Васильева И. В. Своеобразие «сказочного» мира Пришвина. URL: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/kritika/vasileva-svoeobrazie-skazochnogo-mira.htm (15.11.2022)
Ваулина, С. С. Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы) / С. С. Ваулина, О. В. Девина // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – № 8.
Субъективная модальность – языковая категория, свойственная любому высказыванию. Операторы субъективной модальности принадлежат разным уровням языка: лексическому, грамматическому, синтаксическому, интонационному. Спектр субъективно-модальных значений достаточно широк и включает оценку достоверности высказывания, эмоциональную оценку, значение обычности и способа оформления мысли, контактоустанавливающее значение, указание на источник сообщаемой информации.В процессе создания художественного произведения важен отбор таких языковых средств, которые помогают выражению авторского замысла, служат сигналами его размышлений и переживаний. Сказанное актуально для произведений М.М. Пришвина, которые наглядно показывают трепетное отношение писателя к природе и людям. Всё, написанное им, обращено к «неведомому другу» читателю, призванному разделить с ним радость постоянных открытий. Книги М.М. Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».Продуктивными операторами субъективной модальности в текстах М.М. Пришвина являются вводные слова и вопросительные предложения. В группе вводных слов частотны компоненты со значением недостоверности, выражающие предположительное значение в ситуации рационального или чувственного восприятия явлений. Риторические высказывания – продуктивный способ выражения авторских оценок и эмоций на синтаксическом уровне. Возможно употребление цепочек вопросительно-риторических предложений, так называемых риторических блоков.Обучение иностранных учащихся употреблению вводных конструкций при осмыслении их в коммуникативно-прагматическом ключе, с учётом интенций говорящего, на основе функционально-семантической классификации данных единиц способствует достижению оптимальных результатов в реализации практических, общеобразовательных и воспитательных целей обучения.